Кругосветка – это шик! Часть 1

Кто из нас не мечтал о кругосветном путешествии? Кто не хотел быть покорителем, первопроходцем, путешественником? А удавалось стать, в лучшем случае, пионером ­— не тем, кто первый, а тем, кто «Всегда готов!». А сами Колумбы и Магелланы представлялись огромными, мужественными и нечеловечески сильными. Каково же было удивление всего честного мира, когда кругосветную экспедицию на грузовиках ЗИЛ (!) возглавила хрупкая итальянская девушка. Сегодня Стефания Дзини сама рассказывает о своем долгом пути по России…

Кругосветка – это шик

Але­к­сандр Ко­бен­ко: Ска­жи, Сте­фа­ния, как ты ре­ши­лась ор­га­ни­зо­вать кру­го­свет­ное пу­те­ше­ст­вие?

Сте­фа­ния Дзи­ни: На са­мом де­ле у ме­ня не бы­ло це­ли про­ехать во­к­руг све­та – на это у ме­ня да­же фан­та­зии не хва­ти­ло. В Клуб «Приключение» Дми­т­рия Шпа­ро я об­ра­ти­лась с очень при­зе­м­лен­ной це­лью: до­е­хать из Ма­га­да­на до Уэ­ле­на. Я да­же не со­би­ра­лась на­чи­нать это пу­те­ше­ст­вие из Мо­ск­вы. Хо­те­ла до­е­хать до Уэ­ле­на, са­мо­го се­ве­ро-во­с­точ­но­го жи­ло­го по­сел­ка Рос­сии.

А.К.: От­ку­да та­кая мысль мог­ла прий­ти хруп­кой италь­ян­ской де­вуш­ке?

С.Д.: По­то­му что я очень хо­те­ла.

А.К.: И все?

С.Д.: Мое пер­вое се­вер­ное пу­те­ше­ст­вие – на сне­го­хо­дах по Бе­ло­му мо­рю. Я силь­но мерз­ла и про­кли­на­ла все на све­те. А по­том по­лю­би­ла и эти се­вер­ные пей­за­жи, и эти то­ро­сы, и этот… хо­лод. Ес­ли сна­ча­ла у ме­ня бы­ло чи­с­то тео­ре­ти­че­ское же­ла­ние ехать на Се­вер, на Чу­кот­ку, то по­с­ле пер­во­го «се­вер­но­го за­во­за» же­ла­ния ста­ло еще боль­ше. В се­вер­ных пей­за­жах есть что-то со­вер­шен­но ве­ли­ко­леп­ное. И мож­но да­же тер­петь этот хо­лод, что в прин­ци­пе про­тив мо­ей на­ту­ры, ра­ди то­го, что­бы слу­шать эту ти­ши­ну, на­сла­ж­дать­ся су­ро­вы­ми се­вер­ны­ми пей­за­жа­ми.

Кругосветка – это шик

А.К.: А по­че­му бы то­г­да это не сде­лать со сво­и­ми ре­бя­та­ми из компании «Ши­к»?

С.Д.: Мы хо­те­ли. Но не смог­ли, по­то­му что вре­ме­ни на та­кое пу­те­ше­ст­вие нуж­но мно­го, и всем уе­хать бы­ло нере­аль­но. А лю­ди, ко­то­рые ув­ле­ка­ют­ся та­ки­ми де­ла­ми у нас на фир­ме, – я, Ан­тон, Во­ло­дя – все клю­че­вые фи­гу­ры в на­шем биз­не­се. По­э­то­му уе­хать втро­ем или вчет­ве­ром на столь дли­тель­ное вре­мя бы­ло со­вер­шен­но не­ре­аль­но.

А.К.: По­э­то­му ре­ши­ли по­слать жен­щи­ну.

С.Д.: Я всех при­гла­ша­ла: ну, вы не хо­ти­те на вре­мя, при­ез­жай­те хо­тя бы в Якутск или на фи­ниш. Мы с Ан­то­ном и Во­ло­дей встре­ча­лись в Но­во­си­бир­ске. Они на­пра­в­ля­лись из Но­во­си­бир­ска на сне­го­хо­дах в ма­лень­кое пу­те­ше­ст­вие по Оби. И мы со­сты­ко­ва­лись там на па­ру дней.

А.К.: Итак, в клу­бе Шпа­ро…

С.Д.: …к мо­е­му пла­ну от­не­слись до­с­та­точ­но хо­лод­но…

Кругосветка – это шик

А.К.: ..без эн­ту­зи­аз­ма.

С.Д.: Да. Они не спе­ци­а­ли­сты по ав­то­мо­би­лям, они все­гда пу­те­ше­ст­ву­ют пеш­ком, на лы­жах. И да­же не ве­ри­ли, что ка­кая-то де­вуш­ка, ко­то­рая ни­че­го не зна­ет про Чу­кот­ку и Яку­тию и не пред­ста­в­ля­ет, как там на са­мом де­ле все слож­но, хо­чет ту­да по­ехать. Тем не ме­нее по­с­ле то­го, как я в них вце­пи­лась, все на­ча­ло ор­га­ни­зо­вы­вать­ся и раз­ра­с­тать­ся. Сна­ча­ла мне ну­жно было про­сто добраться до Уэ­ле­на. Но со­вер­шен­но не­ожи­дан­но для се­бя са­мой из та­кой ма­лень­кой ис­то­рии по­лу­чи­лось та­кое гран­ди­оз­ное ме­ро­при­я­тие. И это про­изош­ло не сра­зу, а по­сте­пен­но и са­мо по се­бе.

А.К.: Как са­мо по се­бе?

С.Д.: Ап­пе­тит при­хо­дит во вре­мя еды. Сна­ча­ла мы уви­де­ли, что из Ма­га­да­на про­сто не­ра­зум­но от­пра­в­лять­ся: ли­бо там на­до по­ку­пать ма­ши­ны, ли­бо ту­да их от­пра­в­лять. По­э­то­му, ду­маю, че­го там – нач­нем из Мо­ск­вы. По­том мы с пред­ста­ви­те­лем клу­ба, Сер­ге­ем Епиш­ки­ным – гео­гра­фом и ис­то­ри­ком, бы­ли на раз­вед­ке. При­ле­те­ли в Ма­га­дан и на ав­то­бу­се до­е­ха­ли до по­сел­ка Сей­мчан. Это един­ст­вен­ное ме­с­то, ку­да есть до­ро­га. За­тем на бар­же по­плы­ли по Ко­лы­ме. Встре­ча­лись с ме­ст­ны­ми во­ди­те­ля­ми, уз­на­ва­ли на чем они ез­дят, вы­яс­ня­ли со­сто­я­ние зим­ни­ков, рас­спра­ши­ва­ли мож­но ли ехать на лег­ко­вых ма­ши­нах, мож­но ли на джи­пах, и ис­ка­ли ме­ст­но­го жи­те­ля, ко­то­рый со­г­ла­сил­ся бы отправиться с на­ми.

Кругосветка – это шик

А.К.: Как про­вод­ник?

С.Д.: Да, про­вод­ни­ком, спе­ци­а­ли­стом. И нам очень по­вез­ло, по­то­му что в по­сел­ке Зы­рян­ка мы та­ко­го встре­ти­ли. На са­мом-то де­ле мы видели мно­го во­ди­те­лей, и мно­гие бы­ли со­г­лас­ны. Нам го­во­ри­ли, что это очень тя­же­ло, но воз­мож­но. А в по­сел­ке Зы­рян­ка мы встре­ти­ли то­го пар­ня, ко­то­рый по­том по­ехал с на­ми. Он мне сра­зу по­нра­вил­ся – мо­е­го воз­рас­та, та­кой мод­ный нор­маль­ный па­рень. Я уви­де­ла его и сра­зу по­ду­ма­ла – все, это он. По­том вы­яс­ни­лось, что он был про­вод­ни­ком в экс­пе­ди­ции на гру­зо­ви­ках «Иве­ко» в 95-м го­ду.

А.К.: Ко­г­да вы про­во­ди­ли эту раз­вед­ку?

С.Д.: В сен­тябре 99-го, точ­нее, в ко­нце ав­гу­ста – на­ча­ле сен­тя­б­ря. Я из Зы­рян­ки вер­ну­лась об­рат­но в Мо­ск­ву, а Сер­гей Епиш­кин по­ехал даль­ше до устья Ко­лы­мы, со­брал ин­фор­ма­цию, и мы по­ня­ли над чем даль­ше ра­бо­тать. Сра­зу ста­ло яс­но, что на лег­ко­вых ма­ши­нах дорогу не осилить, нуж­ны гру­зо­ви­ки.

Кругосветка – это шик

А.К.: По­че­му от­ка­за­лись от вне­до­рож­ни­ков?

С.Д.: Они очень уз­ко по­са­же­ны. Зим­ник – это та­кой се­вер­ный ва­ри­ант зим­ней до­ро­ги. Он де­ла­ет­ся ме­ст­ны­ми во­ди­те­ля­ми в на­ча­ле се­зо­на, ко­гда вы­па­да­ет снег и за­мер­за­ют ре­ки. До­пу­с­тим, у Сер­гея из Зы­рян­ки, ко­то­рый с на­ми по­ехал, там своя фир­ма, ко­то­рая за­ни­ма­ет­ся гру­зо­пе­ре­воз­ка­ми. Ме­ст­ная власть оп­ла­чи­ва­ет ему то­п­ли­во, что­бы он сво­и­ми гру­зо­ви­ка­ми в на­ча­ле се­зо­на про­бил до­ро­гу. Он едет дву­мя-тре­мя ма­ши­на­ми и де­ла­ет пер­вую трас­су, то есть, на са­мом де­ле, – ко­лею. Эту трас­су про­кла­ды­ва­ют все­гда бо­лее-ме­нее оди­на­ко­во, хо­тя мо­гут быть от­кло­не­ния. По этой трас­се от­кры­ва­ет­ся се­зон пе­ре­во­зок, и по­сте­пен­но она на­ка­ты­ва­ет­ся. Но в силь­ную пур­гу трас­са про­па­да­ет пол­но­стью, и ее на­до про­кла­ды­вать за­но­во. По­э­то­му ехать ту­да на лег­ко­вой ма­ши­не, на джи­пе не­ре­аль­но: сне­га мо­жет быть не мно­го, а мо­жет – очень мно­го.

А.К.: И джип про­сто не про­едет. А мо­жет быть сне­га столь­ко, что и гру­зо­вик не про­едет?

С.Д.: Бы­ва­ет, что и за­стре­ва­ет. По­э­то­му обыч­но едут ми­ни­мум в две ма­ши­ны, что­бы, на край­ний слу­чай, од­на мог­ла по­мочь. На Се­ве­ре есть не­зыб­ле­мое пра­ви­ло – все­гда по­мо­гать друг дру­гу. По­то­му что это во­п­рос жиз­ни и смер­ти. Ес­ли ма­ши­на сло­ма­лась, мож­но за­мерз­нуть за не­сколь­ко ча­сов – тем­пе­ра­ту­ра очень низ­кая, до -70 гра­ду­сов. По­э­то­му у ме­ст­ных жи­те­лей стре­м­ле­ние по­мо­гать друг дру­гу про­сто в кро­ви.. Это в Мо­ск­ве ма­ло кто ос­та­на­в­ли­ва­ет­ся, ес­ли сло­ма­лась ма­ши­на. Там не так! Сер­гей из Зы­рян­ки рас­ска­зы­вал, что ес­ли кто-то уви­дит, что ма­ши­на не ос­та­но­ви­лась, что­бы ока­зать по­мощь, и ес­ли че­ло­век из сло­ман­ной ма­ши­ны вы­жи­ва­ет, то он мо­жет чуть ли не убить то­го во­ди­те­ля, ко­то­рый про­ехал ми­мо. Там за­ко­ны и от­но­ше­ния ме­ж­ду людь­ми очень су­ро­вые. Сер­гей в Мо­ск­ве бы­ва­ет очень ред­ко, и ему эти мо­с­ков­ские ин­т­ри­ги, хи­т­рость, не­до­с­ка­зан­ность про­сто не­по­нят­ны. На Се­ве­ре лю­ди бо­лее про­стые, бо­лее не­по­сред­ст­вен­ные, чем в Мо­ск­ве или дру­гих боль­ших го­ро­дах.

Кругосветка – это шик

А.К.: А в Ита­лии лю­ди как в Мо­ск­ве или как на Се­ве­ре?

С.Д.: Че­ст­но го­во­ря, я точ­но не знаю, потому что уже много лет живу в России, но по­до­з­ре­ваю, что как в Мо­ск­ве. Итак, мы зна­ли, что мо­жем уе­хать не поз­же 15-го, не поз­же се­ре­ди­ны фев­ра­ля. А гру­зо­ви­ки мы на­шли все­го-на­все­го за 2 ме­ся­ца до по­езд­ки.

А.К.: А бы­ла ус­та­нов­ка най­ти имен­но рос­сий­ские гру­зо­ви­ки?

С.Д.: Нам да­же не при­шло в го­ло­ву об­ра­щать­ся в за­ру­беж­ные ком­па­нии.

Кругосветка – это шик

А.К.: По­че­му?

С.Д.: Мо­жет быть, по­то­му, что Клуб «При­клю­че­ние» рус­ский, и я ду­ма­ла, что есть «Урал», есть Ка­мАЗ, ЗИЛ. Сна­ча­ла, где-то в сен­тя­б­ре ме­ся­це, об­ра­ти­лись на Ка­мАЗ. И за­вод очень дол­го не да­вал нам от­вет. Ни да, ни нет. Они тя­ну­ли, тя­ну­ли…

А.К.: Сколь­ко вы про­си­ли ма­шин?

С.Д.: Мы во­об­ще про­си­ли 2 ма­ши­ны. Я уже на­ча­ла вол­но­вать­ся, по­то­му что^ напомню, не поз­же 15 фев­ра­ля мы долж­ны бы­ли стар­то­вать. Жал­ко бы­ло от­кла­ды­вать все на год из-за то­го, что не мо­жем най­ти ма­ши­ны. На­ко­нец, Дми­т­рий Шпа­ро при­шел на Ка­мАЗ и по­тре­бо­вал: ска­жи­те ли­бо «да», ли­бо «нет», что­бы мы зна­ли, что де­лать. В кон­це кон­цов они да­ли от­ри­ца­тель­ный от­вет, и мы ста­ли ду­мать, к ко­му об­ра­тить­ся. Пред­поч­ли ЗИЛ – близ­ко, удоб­но до­го­ва­ри­вать­ся, да и мо­с­ков­ский па­т­ри­о­тизм не­множ­ко ска­зал­ся. Шпа­ро зво­нит ди­ре­к­то­ру ЗИ­Ла, и 10 де­ка­б­ря они встре­ча­ют­ся. И ди­ре­к­тор, что бы­ло для ме­ня уди­ви­тель­но, сра­зу со­г­ла­сил­ся! И при этом го­во­рит: нет, 2 ма­ши­ны вам не­до­с­та­точ­но, я дам 3 ма­ши­ны. И бу­ду­щее по­ка­за­ло, что он был аб­со­лют­но прав!

Кругосветка – это шик

Хо­ро­шо, у нас по­я­ви­лись ма­ши­ны, у нас есть оде­ж­да, но боль­ше-то ни­че­го нет… И ос­та­ет­ся все­го пол­то­ра ме­ся­ца, что­бы под­го­то­вить экс­пе­ди­цию. Притом, что впе­ре­ди Но­вый год, празд­ни­ки, и по­нят­но, что до 13 ян­ва­ря ни­кто ни­че­го де­лать не бу­дет. Но, тем не ме­нее, мы на­ча­ли бур­но дей­ст­во­вать, на­шли раз­ных спон­со­ров на оде­ж­ду, на еду и так да­лее. За­вод снял 3 ма­ши­ны с кон­вей­е­ра, и мы ста­ли их го­то­вить, при­ду­мы­вать, ку­да ста­вить до­пол­ни­тель­ные ба­ки, ка­ло­ри­фе­ры, печ­ку про­ве­рять, за­ка­зы­вать в Чу­ва­шии спе­ци­аль­ные за­па­тен­то­ван­ные кун­ги… В об­щем, все по­лу­чи­лось, и в на­ча­ле фев­ра­ля мы бы­ли го­то­вы к вы­ез­ду.

А.К.: Со­с­тав оп­ре­де­лил­ся?

С.Д.: Ко­ман­да сфор­ми­ро­ва­лась та­ким об­ра­зом: Сер­гей Епиш­кин из Клу­ба «При­клю­че­ние», Сер­гей из Зы­рян­ки, 3 во­ди­те­ля-ин­же­не­ра с за­во­да и еще один Сер­гей из клу­ба, ко­то­рый 20 лет ра­бо­тал во­ди­те­лем на Чу­кот­ке, то­же как про­вод­ник. Да я.

Кругосветка – это шик

А.К.: Опы­та по­доб­ных экс­пе­ди­ций ни у ко­го не бы­ло?

С.Д.: Сер­гей Епиш­кин из клу­ба са­мый опыт­ный, он бы­вал в раз­ных экс­пе­ди­ци­ях, но не та­ко­го ха­ра­к­те­ра, по­то­му что сам он не во­ди­тель, во­об­ще не во­дит ма­ши­ну, он гео­граф, ад­ми­ни­ст­ра­тор. Сер­гей из Зы­рян­ки при­ни­мал уча­стие в экс­пе­ди­ци­ях, но в бо­лее про­стых. Получилось, что сфор­ми­ро­ва­лась та­кая ко­ман­да, где нет ни спорт­с­менов-про­фес­си­о­налов, ни пу­те­ше­ст­вен­ников с большим опы­том, все до­с­та­точ­но про­стые лю­ди.

А.К.: А ка­ким об­ра­зом вы­би­ра­ли глав­но­го, ко­го все слу­ша­ют­ся, и кто в кри­ти­че­ских си­ту­а­ци­ях при­ни­ма­ет ре­ше­ние?

С.Д.: Глав­но­го не вы­би­ра­ли. По­лу­чи­лось, что я ини­ци­а­тор, в си­лу это­го по­че­му-то ста­ло яс­но, что я буду и ру­ко­во­ди­телем.

Кругосветка – это шик

А.К.: Ни­к­то не воз­ра­жал? Про­сто в рус­ском язы­ке есть раз­ные при­ме­ты и по­сло­ви­цы, обид­ные для жен­щин, вро­де «жен­щи­на на ко­раб­ле…», «ба­ба с во­зу…» и про­чее, и про­чее…

С.Д.: Ни­к­то не был про­тив – про­сто не бы­ло вре­ме­ни спо­рить. Един­ст­вен­ный че­ло­век, кто мог бы силь­но со­м­не­вать­ся в мо­их спо­соб­но­стях ру­ко­во­дить, – Сер­гей Епиш­кин из клу­ба Шпа­ро, с ко­то­рым мы про­ве­ли вме­сте во вре­мя раз­вед­ки 15-20 дней. Мы со­в­сем раз­ные лю­ди, он та­кой очень ра­ци­о­наль­ный и до­тош­ный гео­граф. А я очень эмо­ци­о­наль­ная.

Кругосветка – это шик

А.К.: Сер­гей Епиш­кин – на­уч­ный ра­бот­ник?

С.Д.: Он быв­ший во­ен­ный, а сей­час за­ни­ма­ет­ся ис­то­ри­че­ской про­грам­мой клу­ба, рас­коп­ка­ми. А по об­ра­зо­ва­нию – гео­граф-оке­а­но­лог. Он един­ст­вен­ный, кто ду­мал: ка­кая-то из­ба­ло­ван­ная, бо­га­тая жен­щи­на, ни­че­го не по­ни­ма­ет в ма­ши­нах, ни­че­го не зна­ет о Яку­тии, Чу­кот­ке и про­сто хо­чет при­клю­че­ний. Я ду­ма­ла: он гео­граф, за­ну­да, не хо­чет по­смо­т­реть ни на­пра­во, ни на­ле­во. В пер­вой ча­с­ти пу­те­ше­ст­вия мы ду­ма­ли друг о дру­ге имен­но так. Но он то­же не стал со­про­ти­в­лять­ся то­му, что я ка­пи­тан. А я на­шла ка­ко­го-то сво­его ка­пи­та­на вну­т­ри се­бя. Ведь для ме­ня то­же не со­в­сем при­выч­ная вещь – уп­ра­в­лять людь­ми, ко­то­рых еле-еле знаю. Это на са­мом де­ле очень тру­д­но.

А.К.: И уро­вень от­вет­ст­вен­но­сти…

С.Д.: На­с­коль­ко это боль­шая от­вет­ст­вен­ность, я по­ня­ла толь­ко в кон­це пер­вой ча­с­ти экс­пе­ди­ции. И по­э­то­му для ме­ня вто­рая часть ока­за­лась на­мно­го тя­же­лее, чем пер­вая. 15 фев­ра­ля мы уе­ха­ли из Мо­ск­вы, поч­ти не зная друг дру­га. Я как ка­пи­тан со­в­сем неопыт­ная, где-то слиш­ком стро­гая, где-то со­в­сем не стро­гая, слиш­ком от­кры­тая. У нас не бы­ло чет­ко­го рас­пре­де­ле­ния обя­зан­но­стей, и мы бы­ли боль­ше по­хо­жи не на ко­ман­ду, а на ма­лень­кую се­мью.

Кругосветка – это шик

А.К.: Ма­т­ри­ар­хат, как вы­яс­ни­лось, – это хо­ро­шо?

С.Д.: Муж­чи­нам, с од­ной сто­ро­ны, тя­же­ло за­ста­вить се­бя под­чи­нять­ся жен­щи­не, но, с дру­гой, это бы­ло хо­ро­шо, по­то­му что между нами не бы­ло кон­ку­рен­ции. Мужчины не долж­ны бы­ли по­ка­зы­вать, что они силь­нее ме­ня, по­то­му что в лю­бом слу­чае они силь­нее. И мне не на­до бы­ло по­ка­зы­вать, что хо­тя бы в фи­зи­че­ском пла­не я силь­нее их. И это ка­ким-то об­ра­зом по­мо­га­ло. Бы­ли та­кие мо­мен­ты, ко­гда ре­аль­но у ка­ж­до­го бы­ло пло­хое на­стро­е­ние, и при­сут­ст­вие жен­щи­ны это сгла­жи­ва­ло. Мож­но со мной, до­пу­с­тим, ссо­рить­ся, но в кон­це кон­цов ска­зать: «Лад­но, че­го с ней спо­рить, ба­бы – ду­ры…». Кто-то из них звал ме­ня ко­зою. Ко­за – я на это не оби­жа­лась. Это, на са­мом де­ле, по­мог­ло из­бе­жать ссор ме­ж­ду муж­чи­на­ми – они пра­к­ти­че­ски не ссо­ри­лись ме­ж­ду со­бой. Они раз­ря­жа­лись на мне, я – на них. И при этом я зна­ла, что я мо­гу что-то не то сде­лать, не то ска­зать, но все рав­но ме­ня про­стят…


(Окон­ча­ние сле­ду­ет)

Источник: automobili.ru

Оцените статью
Добавить комментарий