Неотъемлемый компонент автомобиля – аккумулятор. Предназначен он для питания электричеством внутреннего оборудования при выключенном двигателе, а также для запуска последнего. Плохой контакт в соединениях, чрезмерный разряд, повреждение батареи – причины того, что завести машину бывает невозможно. Особенно проблема проявляется зимой в сильный мороз. Если источник питания сел, водителю завести мотор помогут несколько простых способов запуска. А лучшие из них позволят справиться с процедурой одному.
- Причины разрядки
- Как завести машину, если сел аккумулятор
- Запуск «с толкача»
- Буксировкой
- При помощи «стропы»
- «Прикуривание»
- Процедура без проводов
- Пуско-зарядным устройством
- Запуск при помощи бустера или литий-ионного аккумулятора
- Быстрым зарядом
- Запуск автомобиля при помощи «кривого стартера»
- Алкоголем
- Как в одиночку завести машину
- Как не допустить ситуацию «села АКБ»
Причины разрядки
Аккумуляторная батарея (АКБ) – химический источник постоянного тока. Она питает электрооборудование автомобиля во время стоянки с выключенным мотором. Если при запуске последнего стали возникать затруднения, это признак того, что нужно уделить внимание состоянию батареи. Севшая АКБ не сможет отдать необходимое количество энергии для вращения стартера и приведения системы зажигания в действие. Коленвал будет вращаться медленно или вовсе не сдвинется с места, либо искра, воспламеняющая смесь, не сможет зажечь топливо.
[info]К сведению!
Тусклый свет во время запуска – первый признак низкой ёмкости АКБ.[/info]
Водитель должен постоянно контролировать исправность батареи. Уровень заряда ниже критического может опуститься в самый неподходящий момент, когда помощи ждать неоткуда. Проверить исправность элемента питания можно несколькими способами:
- Световым индикатором заряда АКБ на панели приборов. Когда зажигание включено, а двигатель не работает, лампочка горит. Это даёт водителю сигнал, что бортовая электросистема питается от батареи. После запуска мотора индикатор гаснет. Если это не происходит, система сообщает водителю о неисправности.
- Визуально. Поверхность батареи и клеммы должны быть сухими без белого налёта.
- Индикатором (глазком) на верхней крышке аккумуляторов последних поколений. По его состоянию можно контролировать плотность электролита и уровень заряда. Однако этот метод не гарантирует точность диагностики.
- Нагрузочной вилкой. Это сервисный инструмент для определения ёмкости и напряжения батареи.
При первых проявлениях нехватки пускового тока для вращения стартера определяют причину низкого заряда АКБ. Сделать это можно на станции технического обслуживания либо самому, проанализировав работу электрического оборудования за прошедшие несколько суток или недель. Причин чрезмерной разрядки несколько:
- Деградация аккумулятора. Срок службы источника энергии колеблется в интервале от 3 до 5 лет. Продолжительность работы зависит от производителя и условий эксплуатации. В старой батарее происходят необратимые реакции, в результате чего снижается ёмкость и пусковой ток – после продолжительной стоянки или зимой АКБ не хватает заряда, чтобы завести двигатель.
- Неполадки в электросети автомобиля. Чрезмерный разряд может быть вызван наличием токов утечек через повреждённую изоляцию или электроприбор.
- Неисправность генератора или реле зарядки. Низкое напряжение на клеммах аккумулятора приводит к уменьшению ёмкости батареи, а высокое, наоборот, к перезаряду. Последний вызывает нагрев электролита и его испарение, что снижает уровень и плотность раствора кислоты, а также уменьшает поверхность химического контакта.
- Работающие электроприборы. Забыть выключить освещение или магнитолу – хороший способ полностью разрядить батарею.
Как завести машину, если сел аккумулятор
Как правило, проблема разряженной батареи возникает зимой. Ситуация усугубляется низкой температурой воздуха. В этом случае масло в двигателе загустевает. Последнее увеличивает трение между деталями, затрудняет вращение валов в коробке скоростей. Кроме того, при низкой температуре электролита скорость протекания химических реакций замедляется. Пагубно сказываются на заряде аккумулятора и непродолжительные поездки на короткое расстояние: батарея не успевает набрать полную ёмкость, а пусковые токи вытягивают из неё последнюю энергию.
[good]К сведению!
Перед запуском мотора необходимо выжать сцепление и прогреть электролит в АКБ, включив фары ближнего света на одну минуту. Первое снимет дополнительную нагрузку со стартера, а второе ускорит протекание химической реакции.[/good]
Запуск «с толкача»
Простой способ «оживить» автомобиль – раскрутить двигатель с помощью трансмиссии за счёт инерции. Для разгона машины желательно иметь несколько помощников, которые будут толкать корпус. Но при наличии прямого, наклонного участка дороги разогнать транспортное средство можно и самому. Последовательность запуска:
- Автомобиль выкатывают на участок дороги, достаточный для разгона до 10 км / ч.
- Убедившись в отсутствии препятствий, начинают ускорение.
- Достигнув нужной скорости, включают вторую или третью передачу (применение повышенной облегчит вращение коленвала).
- После запуска нажимают сцепление, добавляют немного оборотов, чтобы двигатель не заглох.
Буксировкой
Хороший вариант завести мотор за счёт инерции, но при помощи буксировки. Для этого необходимы крепкий трос и второй автомобиль. Сущность метода заключается в разгоне неисправного транспортного средства до скорости 25-30 км / ч. В это время включают повышенную передачу. Буксирующая машина обеспечить нужную тягу для раскрутки коленвала. Однако зимой на гололёде способ может не помочь: колёса будут скользить, к тому же высок риск заноса буксируемого транспортного средства.
При помощи «стропы»
Вариант самостоятельного пуска мотора. Метод можно применить для механической коробки передач и только в тёплое время года, зимой завести силовой агрегат не удастся. Суть способа:
- Одно из приводных колёс поднимают домкратом.
- На покрышку наматывают буксировочный трос или прочную верёвку (длиной 5 м) по направлению вращения.
- Включают зажигание и самую высокую скорость.
- Сильно тянут за край «стропы».
«Прикуривание»
Водители, которые сталкивались с полным разрядом батареи, предпочитают иметь в багажнике провода для «прикуривания». Это комплект кабелей чёрного и красного цветов сечением не менее 1,6 см2 и длиной около 2 м. На концах проводов закреплены зажимы для подсоединения к клеммам аккумулятора. Сама процедура предполагает наличие второго, исправного автомобиля. Чтобы не повредить энергосистему машины-донора, оборудование реципиента должно быть полностью исправно.
Последовательность операций:
- Машины размещают рядом, на расстоянии достаточном для подключения проводов.
- Первым соединяют красный кабель сначала с положительным терминалом заряженного аккумулятора, затем севшего.
- Подключают чёрный провод. Первым соединяют зажим с отрицательной клеммой батареи машины-донора, потом с чистым металлом двигателя или корпуса реципиента.
- Пытаются завести мотор. Когда он завёлся, провода убирают в обратной последовательности.
- Если двигатель не запустился, АКБ реципиента заряжают от генератора донора. Для этого автомобиль заводят, дают ему поработать 15-20 минут на холостом ходу. Заглушив двигатель, снова пробуют запустить мотор реципиента. При необходимости операцию повторяют несколько раз.
[bad]К сведению!
Для успешного запуска, нужны автомобили одного класса и мощности. Запускать силовой агрегат автомобиля с севшей батареей при работающем моторе донора запрещено, иначе можно повредить генератор или спалить проводку.[/bad]
Процедура без проводов
Если в арсенале водителей нет специальных кабелей, неисправный автомобиль можно «прикурить» без них. Для этого нужно демонтировать АКБ с обоих машин. Взамен севшего аккумулятора устанавливают исправный. Запускают двигатель авто реципиента, дают ему прогреться несколько минут. Затем вынимают батарею и устанавливают севшую. При подключении контактов следует быть предельно осторожными – в первые минуты зарядки протекает большой ток, который вызывает искрение.
Пуско-зарядным устройством
Если аккумулятор разрядился в гараже или около дома, завести двигатель поможет специальное пуско-зарядное устройство (ПЗУ). Запуск холодного мотора происходит следующим образом:
- Подключают ПЗУ к порталам батареи, соблюдая полярность.
- Устанавливают зарядный ток 15-20 А, ждут, когда напряжение на выводах поднимется до 14 В.
- Пробуют запустить двигатель. ПЗУ можно не отключать – это даст дополнительную энергию для раскрутки стартера.
- Если мотор не заводится, батарею продолжают заряжать, через некоторое время пробуют снова.
- Когда двигатель запущен, ПЗУ отключают – совместная работа автомобильного генератора и зарядного устройства может привести к перегрузке.
- Если после 2-3 попыток мотор не завелся, ищут причину неисправности в другом месте. В противном случае можно повредить аккумулятор и стартер, которые от перегрузки могут выйти из строя.
Запуск при помощи бустера или литий-ионного аккумулятора
Бустер – вариант ПЗУ, не требующий наличия напряжения вблизи неисправной машины. Энергию в нём накапливает литий-ионный аккумулятор. Последний можно зарядить дома или на работе, а затем воспользоваться, если АКБ не способна запустить двигатель. Это приспособление получило популярность в районах с суровым климатом. Основные преимущества: простота применения и малые габариты. Однако заряда устройства хватит на 2-3 попытки. Если после этого машина не завилась, необходимо применять другие способы.
Быстрым зарядом
Суть способа заключается в непродолжительной зарядке АКБ. В идеале батарею восстанавливают низким током, однако, в экстренных случаях дают максимальную нагрузку. Это позволяет быстро увеличить ёмкость батареи до того предела, при котором возможен запуск. Как правило, для частичной зарядки необходимо 20-30 минут, в зависимости от состояния аккумулятора. Если по прошествии этого времени двигатель не заработал, АКБ дают больше времени на восстановление.
[info]К сведению!
При быстром заряде батарея наберёт ёмкость только частично. Для полного восстановления аккумулятор необходимо оставить подключённым к сети на сутки.[/info]
Запуск автомобиля при помощи «кривого стартера»
Завести, таким образом, мотор получится не у всех моделей автомобилей. Как правило, речь идёт о машинах, произведенных до начала 90-х годов прошлого века. Силовые агрегаты таких авто имеют специальную гайку ременного шкива коленчатого вала. В ней выполнен паз, куда вставляются упоры «кривого стартера». Последний монтируют в гайку, пропуская через отверстие в корпусе. Вращая «кривой стартер», приводят в движение коленвал и все механизмы двигателя. Если система зажигания и питания правильно настроены, для пуска понадобится несколько энергичных оборотов.
Алкоголем
Этот метод применяют, когда другие варианты не помогли или не доступны, а ехать нужно срочно. Использование алкоголя позволит разово получить большой ток, но потом нарушит химический режим в батарее. В результате будет необходима замена источника питания. Метод заключается в разбавлении электролита спиртосодержащими напитками (желательно без сахара).
В каждую банку вливают 25-30 мл жидкости. Возникает химическая реакция, при которой повышается кислотность раствора и происходит растворение солей с поверхности свинцовых пластин. Концентрация спирта в жидкости должна быть 7,5-12,5 %. Кратковременного действия должно хватить для пуска силового агрегата. После этого мотор лучше не глушить.
Как в одиночку завести машину
Не все приведенные способы помогут водителю самому запустить двигатель. Отправляясь в дорогу, необходимо предусмотреть возможность самостоятельного выхода из сложившейся ситуации. В багажнике необходимо иметь не только аптечку, огнетушитель и знак аварийной остановки, но и предметы, которые помогут запустить холодный двигатель при севшем аккумуляторе.
Пуско-зарядное устройство можно применить в гараже или на оснащённом розетками паркинге. Самостоятельно можно завести при помощи:
- стропы, намотанной на ведущее колесо;
- «кривого стартера» (если конструкция автомобиля это позволяет);
- раскрученного «с толкача» коленвал двигателя (на ровной, наклонной дороге);
- заранее подготовленного бустера.
Как не допустить ситуацию «села АКБ»
Аккумулятор – важный компонент автомобиля, и водители заинтересованы, чтобы он прослужил как можно дольше. Как правило, ёмкость батареи снижается постепенно. Владельцы авто замечают проблему только тогда, когда двигатель начинает с трудом заводиться, или стартер вовсе не вращается. Если при эксплуатации АКБ становится заметно снижение напряжения (тускло светят фары на парковке, медленно двигаются дворники, наблюдаются сбои в работе электроники), необходимо выполнить диагностику батареи. Своевременное обнаружение неисправности энергосистемы позволить избежать полной разрядки источника питания.
Чтобы избежать неприятной ситуации на дороге, батарею необходимо эксплуатировать в заряженном состоянии. В противном случае возможно протекание вредных химических реакций с образованием сульфата свинца. Последний сильно снижает ёмкость батареи, делая её непригодной для дальнейшего использования. Своевременно ухаживая за АКБ, можно продлить время работы и не допустить полной разрядки устройства:
- Пластиковый корпус надёжно закрепляют на штатном месте. Повышенная вибрация приводит к повреждению свинцовых пластин.
- Периодически проверяют уровень электролита и, при необходимости, доливают дистиллированную воду.
- Следят за чистотой наружной поверхности корпуса и порталов. Если на них появляется белый налёт, своевременно его удаляют, а клеммы зачищают наждачной бумагой.
- Перед тем как завести двигатель, выжимают сцепление. Отключение первичного вала коробки скоростей снимет нагрузку со стартера.
- На морозе прогревают электролит, кратковременно включив дальний свет.
[good]К сведению!
Запуск мотора можно облегчить, отключив АКБ и другие приборы от электросети. В этом случае энергия генератора не будет расходоваться на зарядку, а полностью пойдёт на поджиг топливной смеси.[/good]
Аккумулятор может разрядиться даже на исправном автомобиле. Достаточно забыть выключить освещение или аудиосистему. В этом случае завести автомобиль помогут несколько простых методов восстановления заряда батареи и вращения коленвала.