В каких случаях установку фаркопа нужно оформлять в ГАИ

Тягово-сцепное устройство (ТСУ), в просторечии фаркоп, – полезное устройство для автомобилиста, однако далеко не каждая машина оборудуется им на заводе. И в тех случаях, когда владелец сам ставит фаркоп, у него возникает вопрос, не будет ли из-за этого претензий со стороны ГИБДД. Важно знать, какие существуют законодательные нюансы.

Нужна ли регистрация фаркопа в ГИБДД в 2019 году

В каких случаях установку фаркопа нужно оформлять в ГАИ

Если машина не оборудована фаркопом изначально, его установка будет означать изменение конструкции. В том случае, если такое изменение произведено самовольно, владельца может ждать административное наказание. Более того, продать такой автомобиль будет проблематично: машина может не пройти регистрацию в ГИБДД на нового владельца.

В целом ситуация с регистрацией фаркопа по состоянию на 2019 год в России такова:

  • Если документы на фаркоп есть либо он конструктивно установлен на автомобиль ещё изготовителем и машина в таком виде приобретена – регистрация не требуется.
  • Если фаркопа нет, но фирма-производитель в руководстве по эксплуатации предусмотрела возможность установки, а сам фаркоп имеет соответствующий сертификат соответствия Техническому регламенту ТР ТС 018/2011 от своего производителя – регистрация не требуется.
  • Если нет документов вообще или производитель не выдаёт их – регистрировать его нужно.
  • Если фаркоп самодельный или производитель не предусмотрел возможность установления – потребуется регистрация изменений в конструкцию.

Какие документы нужны на фаркоп легкового автомобиля

В каких случаях установку фаркопа нужно оформлять в ГАИ

Чтобы законно пользоваться легковой машиной с фаркопом, владельцу придётся обзавестись следующими документами:

  1. Паспорт ТСУ или инструкция по его монтажу. Документ принимается производителем фаркопа.
  2. Сертификат соответствия требованиям, установленным Техрегламентом. Документ подтверждает, что фаркоп при правильной установке достаточно надёжен для использования на автомобиле.
  3. Акт об установке фаркопа. Его составляет ремонтная организация, в которой устанавливалось устройство. Документ подтверждает, что установка была произведена правильно.

[good]Важно! 

Если документы на фаркоп в порядке, их можно не иметь при себе. Попытку инспектора ГИБДД составить протокол о нарушении будет легко обжаловать. Но если нет времени и желания спорить – проще их возить в машине. [/good]

Что делать, если документов на ТСУ нет

В каких случаях установку фаркопа нужно оформлять в ГАИ

Если на фаркоп нет документов, владельцу машины придётся предпринять следующие действия:

  • Запросить их у фирмы-производителя ТСУ. Обычно ответственные предприятия охотно идут навстречу потребителям своей продукции и высылают заверенные копии документов на свою продукцию.
  • Зарегистрировать изменение конструкции. Такой способ потребуется, если получить документы не удалось либо на машину установлено самодельное ТСУ.

Регистрация самодельного фаркопа

Процедура достаточно сложная, при этом далеко не факт, что конструкция будет признана соответствующей Техрегламенту. Выглядит в общих чертах следующим образом:

  1. Получить заключение экспертного учреждения о возможности установки фаркопа имеющейся конструкции на конкретный автомобиль. Адреса учреждений и организаций, проводящих такую экспертизу, можно узнать в ГИБДД или на официальном сайте Евразийской Экономической Комиссии (http://www.eurasiancommission.org/ru/docs/Lists/List/techreg.aspx).
  2. Обратиться в отделение ГИБДД с заявлением о разрешении изменить конструкцию машины. При этом помимо заявления о регистрации предоставляется квитанция об уплате пошлины.
  3. После того как разрешение получено, фаркоп можно устанавливать. О его установке вносятся записи в ПТС и СТС автомобиля.

Что делать, если планируется покупка фаркопа

В каких случаях установку фаркопа нужно оформлять в ГАИ

В том случае, когда установка ТСУ только планируется, автовладельцу необходимо озаботиться следующим:

  • Проверить, имеется ли на фаркоп разрешающая документация от производителя. Если у продавца копий документов нет, их следует запросить напрямую в фирме, которая изготавливала ТСУ.
  • Найти станцию сервисного обслуживания, которая имеет разрешение на установку такого оборудования и может выдать акт, подтверждающий качество выполненной работы.
  • Сохранить полученные документы.

Что делать, если фаркоп уже установлен

Если автовладелец сначала установил ТСУ, а затем осознал, что на него нужны документы, или же приобрёл машину с фаркопом, но без документов на него, ему придётся «узаконить» ТСУ. Делается это следующим образом:

  • Обратиться к предыдущему собственнику и попросить у него сертификат и другую документацию на фаркоп.
  • Если документы утрачены, обратиться в компанию, которая изготавливала ТСУ.
  • Если фаркоп самодельный – можно попытаться получить заключение экспертизы о том, что ТСУ соответствует требованиям Техрегламента. Однако гарантии, что экспертиза одобрит не предусмотренное изготовителем изменение устройства машины, нет.
  • Наконец, если ни один из способов не сработал, владельцу машины придётся демонтировать ТСУ. Это неприятная процедура, но, к сожалению, необходимая: без этого ГИБДД может запретить эксплуатацию машины.

[bad]Важно! 

Встречающиеся в интернете предложения продать комплект документов на фаркоп следует игнорировать. Использование нелицензированного устройства – это административное правонарушение, а вот предъявление фальшивых документов в некоторых случаях может оказаться уже уголовным преступлением. [/bad]

В каких случаях установка запрещена

Бывают ситуации, когда устанавливать фаркоп на машину категорически нельзя. Они касаются следующих случаев:

  • Компания, выпустившая автомобиль, не предусмотрела для него возможности установки ТСУ.
  • Автомобиль не предназначен для буксирования прицепов. Проверить можно, осмотрев табличку, располагающуюся рядом с VIN-кодом. Там должна быть указана допустимая масса автомобиля с прицепом. Если её нет – машина не может использоваться для буксировки.

Штрафы

В каких случаях установку фаркопа нужно оформлять в ГАИ

Ответственность за самовольную установку ТСУ, не предусмотренного конструкцией автомобиля, наступает по ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ. Она устанавливает следующие виды наказаний:

  1. Устное предупреждение.
  2. Штраф в размере 500 рублей.

На первый взгляд, это совершенно незначительное наказание. Однако нужно помнить, что состав правонарушения образует каждый момент использования машины с «незаконным» фаркопом. Следовательно, даже если штраф уже наложен, водитель, тронувшись с места после остановки сотрудником ГИБДД, снова совершает это же административное правонарушение – и следующий инспектор может его оштрафовать повторно.

Особенности продажи авто с фаркопом

В каких случаях установку фаркопа нужно оформлять в ГАИ

Автомобиль с фаркопом продаётся по тем же правилам, что и не оборудованный таким устройством. Однако для того, чтобы к покупателю не было вопросов со стороны сотрудников ГИБДД при регистрации машины, продавцу следует:

  • Вместе с машиной передать документы, подтверждающие законность установки фаркопа.
  • Демонтировать фаркоп перед продажей и продать его покупателю отдельно как дополнительное приспособление. В этом случае покупатель сможет зарегистрировать на себя машину в ГИБДД, не испытывая проблем. После этого он сам может решить, ставить ли ему фаркоп на автомобиль или нет.

Чтобы установка ТСУ была законной, владельцу машины нужно иметь подтверждающие документы. К счастью, большинство автомобилей конструктивно предназначены для буксировки прицепов, поэтому установка фаркопа на них легальна. Но если такая возможность не предусмотрена – от установки следует отказаться, а установленное устройство демонтировать.

Оцените статью
Добавить комментарий

  1. Сергей

    Закон о фаркопе принят в 2019 году. А как принцип: Закон обратной силы не имеет?
    Машине 12 лет. Прицепу и фаркопу 10 лет ( прицеп зарегистрирован в ГИБДД). Платили государству и Проходили ТО на прицеп!!! Очередное выкачивание денег с автолюбителей??? Что говорить сотруднику ГИБДД???

    Ответить
  2. 79500710810

    Придумана очередная морока. Позор!

    Ответить
  3. Сергей Юрьевич

    Авто куплено в 2011 году, фаркоп установлен в салоне при покупке, как дополнительная опция.
    Документы были выданы как наряд-заказ, требований к в это время к фаркопам не было. Естественно документ не сохранился, что делать?

    Ответить
  4. Андрей

    Какого только бреда наши законодатели не придумают… Та же ВАЗовская классика разрабатывалась и как БУКСИРОВЩИКИ на случай войны и мобилизации! И если фаркоп — изменение конструкции (просто п..ц формулировка), то как они буксировать то могли даже теоретически те же миномёты и орудия?

    Ответить
  5. Алексей

    В нашй раше обратную силу имеет все, это бля,,,ство никогда не закончится, покупаешь пользуешься все законно и на тебе таможенный союз, снимай фаркоп нафиг или проводи экспертизу и ищи на него бумаги, плати пошлины порть на ненужные записи птс, меняй свидетельства о регистрации. Могли бы и не доеб,,,ваться к прицепам до 750 кг не грузовик ведь, да и проблемы с безопасностью вовсе не в фаркопе (еще не видел чтобы он отваливался), а в правильности загрузки прицепа, неверно загруженный прицеп реально создает опасность дтп на ровном месте.

    Ответить