Рефлексы водителей не всегда соответствуют ситуации. Иногда неверная оценка текущего положения дел во время движения может стать причиной возникновения аварийной ситуации. Не всегда нужно нажимать на тормоз – в определенных обстоятельствах такое поведение неизбежно ведет к ДТП. Эти моменты тщательно рассматривают на уроках вождения, но в экстремальных условиях не всегда водитель помнит – как правильно действовать.
Аквапланирование или глиссирование – почему не тормозить
Из-за возникновения внештатной ситуации подавляющая часть водителей начинает паниковать и совершает неправильные действия. Так, когда машину ведет из-за мокрой или обледенелой дороги, нажимать на педаль тормоза сразу нельзя. Когда скорость превышает 20 км/ч, при условии заноса автомобиля, торможение или резкий поворот рулевого колеса еще сильнее портят ситуацию. Это обусловлено следующим:
- Когда на дороге наледь, то сцепление колес с полотном крайне низкое и машина скользит. Аналогичная ситуация и с мокрой проезжей частью – водяная пленка препятствует нормальному взаимодействию резины и дорожного покрытия, поэтому машина «плывет».
- При возникновении даже небольшого крена или другой причины, спровоцировавшей снижение управляемости транспортного средства, любые резкие попытки исправить ситуацию ее еще более усугубляют – машину начинает бесконтрольно вертеть.
- Каждое последующее резкое действие, направленное на принудительное выравнивание авто с помощью рулевого колеса или тормозами, не улучшает сцепление покрышки и асфальта, особенно когда протектор уже поистерт. Это ведет к аварийной ситуации из-за сильного неконтролируемого заноса.
В такой ситуации единственным правильным действием будет зафиксировать руль прямо и не набирать скорость. То есть – педаль газа отпускают и ждут, пока управление над автомобилем не станет нормальным. Только после завершения аквапланирования или глиссирования можно начать плавно тормозить, постепенно вжимая педаль. При повторении ситуации во время торможения, водителю нужно вновь дождаться, пока контроль не станет полным.
[info]Внимание!
Если опыт вождения малый, то выезжать в сильный дождь или в гололед, особенно когда на дороге «стекло» (тонкий и гладкий ледовый слой, как полированный), не стоит.[/info]
Крутой продолжительный спуск
Выжимать много раз подряд педаль тормоза на крутом спуске, который затяжной, нельзя. При этом торможение, когда это надо – если скорость автомобиля превысила допустимые рамки, может быть только плавным и при этом не постоянным. Когда на продолжительном крутом спуске начинают постоянно «держать» тормоз, такие действия способны спровоцировать отказ всей тормозной системы. Кроме этого, постоянное зажатие педали также может стать причиной перегрева тормозной жидкости, что плохо.
В условиях затяжного спуска с большим углом уклона рекомендуют тормозить не педалью, а двигателем. Для этого постепенно понижают передачу – с 5 на 4, с нее на 3 и так по аналогии. Но это возможно только в случае МКПП (механической коробки), если это автомат, то такой «фокус» невозможен. На машинах с АКПП для торможения можно использовать только педаль, но ее нельзя зажимать, действуют прерывисто.
Повреждения колеса на скорости
Когда машину во время движения внезапно начинает уводить в сторону на сухой и ровной дороге, вероятность, что одно из колес повреждено – крайне высока. В такой ситуации многие, по большей части – начинающие – водители паникуют и действуют опрометчиво. Первое, что они совершают – нажимают на педаль тормоза, выжимая ее до предела. Но, такие действия неверны, при падении давления в колесе или его повреждении, нужно следовать такому алгоритму:
- перестать давить на педаль газа и включит аварийку;
- крепко двумя руками взять рулевое колесо и держать машину прямо;
- подождать, пока скорость не упадет достаточно для безопасного съезда с трассы;
- плавно направить автомобиль в сторону обочины;
- после съезда в безопасную зону медленно тормозить.
Когда планируют не вызывать эвакуатор, а заменяют поврежденное колесо самостоятельно, проверяют, что место безопасно. При этом аварийка продолжает быть включенной, а за машиной по стороне движения ставят знак аварийной остановки в соответствии ПДД (15 м от автомобиля в черте города и в 30 – на трассе). Если безопасного места для остановки нет, как и возможности вызвать эвакуатор, то движение медленно продолжают со включенными аварийными огнями. Так будет испорчено колесо, но при этом риски ДТП будут минимальными.
Отсутствие системы АБС
Сбрасывать скорость при повороте, сильно вдавливая педаль тормоза не рекомендуют, когда система АБС на автомобиле отсутствует. Также не стоит этого совершать и на скользкой дороге. Когда такой системы нет, при торможении на повороте или сколькой трассе, автомобиль начинает неконтролируемо заносить, что создает аварийную ситуацию и, нередко – ДТП. Это обусловлено тем, что при входе в поворот сила трения гарантирует сцепление покрышки с дорожным покрытием. Когда происходит нажатие на педаль тормоза, сцепная сила резины и асфальта меньше. Поэтому лучше притормаживать до непосредственного поворота, а не во время входа в него.
[good]Справка!
АБС – это анти блокировочная система, препятствующая блокировке колес транспорта во время нажатия на педаль тормоза. Ее главное назначение – сберечь управляемость и устойчивость (сцепление дорожного покрытия и колес) автомобиля.[/good]
Не всегда рефлексы водителей во время движения вынуждают их действовать правильно. Иногда поспешные и необдуманные действия ведут к созданию аварийной обстановки. Есть ситуации, когда нажимать на педаль тормоза не стоит, так как такое поведение станет причиной неконтролируемого заноса транспортного средства. Поэтому поддаваться панике в экстренных обстоятельствах водителям нельзя – нужно помнить основные правила поведения и действовать в соответствии с текущей ситуации.
1. При аквапланировании вообще нельзя совершать никаких движений, ни рулем, ни педалями. Отпускание газа, к слову, тоже может дестабилизировать машину.
2. Почему это нельзя тормозить двигателем на автомате? Коробку в ручной режим и щелкать передачи вниз, на высоких оборотах гидротрансформатор полностью не разблокируется, что позволит гасить им скорость. Если нет «типтроника», то переводить рычаг в режимы 3-2-L, что, в принципе, то же самое. С вариатором и роботом тоже все работает.
3. «Когда происходит нажатие на педаль тормоза, сцепная сила резины и асфальта меньше.» Прочитайте про окружность Кама. Она не становится меньше, точнее, разгрузка задней оси при торможении уменьшает сцепление самой задней оси с дорожным полотном, при этом догружая переднюю и увеличивая зацеп спереди. По факту, если не вылезать за эту окружность, то есть, не перегрузить саму покрышку, то тормозить можно, только нужно понимать, что сцепление резины «тратится» и на поворот и на торможение, используют же трейлбрейкинг в автоспорте, который и заключается в дотормаживании машины на входе в поворот, при этом педаль тормоза отпускается пропорционально повороту руля, что позволяет по максимуму использовать сцепные свойства резины. В гражданской езде это позволит погасить избыточную скорость на входе, сделав ее ниже критической.
Автор статьи полный профан. и Дебил.