Растущие цены на нефтепродукты вынуждают водителей искать альтернативные источники топлива. Доступным и дешевым является газообразное горючее. Установка ГБО позволяет существенно снизить эксплуатационные расходы водителей. Однако в этом случае необходимо менять свечи зажигания. Применение их из рейтинга лучших, тщательный подбор и проверка позволяют нивелировать влияние газообразного топлива на силовой агрегат, а также исключить снижение его мощности.
Необходимость смены свечей при установке ГБО
Специалисты сервиса по монтажу и наладке газобаллонного оборудования (ГБО) рекомендуют после его установки поменять свечи зажигания (СЗ).
Это связано с тем, что у другого вида топлива воспламенение происходит несколько иначе:
- смесь воздуха с бензином имеет большую плотность, нежели с газом;
- разнятся электропроводимость, время и теплота сгорания.
Применяя штатные воспламенители, при работе силового агрегата на газе их ресурс сокращается: они быстро выходят из строя. Низкая эффективность бензиновых СЗ нарушает процесс сгорания топливной смеси в цилиндрах, это влияет на мощность мотора и его перегрев. Эти особенности учтены в конструкции свечей для воспламенения газообразного топлива. Они имеют несколько отличий:
- уменьшение зазора между электродами;
- применение материала, устойчивого к воздействию высоких температур;
- задействование двух и более электродов из редкоземельных металлов;
- использование отдельных элементов из меди для отвода тепла.
Диагностика СЗ
Затрудненный пуск двигателя, неустойчивые обороты, потеря мощности – симптомы неполадок в системе зажигания, а в частности, со свечами. Между их электродами проходит электрический разряд. Он может быть двух типов, которые классифицируются по таким параметрам: по объему или по поверхности. В первом случае происходит «пробой» пространства между электродами – рабочее состояние СЗ. Разряд по поверхности (скользящий) движется по боковым стенкам свечи, дробится на несколько нитей. Это явление ухудшает воспламеняющую способность устройства.
[info]К сведению!
Скользящий разряд можно наблюдать и у новых изделий. Это связано с производственным браком или низким качеством изготовления.[/info]
Проверка под давлением в барокамере
Наиболее точные показатели работоспособности СЗ можно получить только при испытании в условиях, приближённых к реальным. Диагностику выполняют в барокамере под давлением 0,8-1,2 МПа, при частотах искрообразования, равных периоду вращения коленвала двигателя.
На испытуемый образец подают напряжение от 14 до 18 кВ (в зависимости от типа системы зажигания автомобиля). Если разряд устойчиво держится между центральным и боковым электродами – СЗ испытание выдержала и пригодна к эксплуатации.
Пьезоэлектрическим тестером
Диагностику СЗ проводят при помощи более простого оборудования – пьезоэлектрического тестера («пистолетная» проверка). Испытание можно выполнять как на двигателе, так и вне его. В последнем случае свечу вставляют в тестер, а его наконечник прижимают к корпусу СЗ. При нажатии на кнопку образуется высоковольтный разряд 11-14 кВ. Если свеча исправна, на тестере загорится контрольная лампа.
Для проверки на двигателе со свечи снимают высоковольтный провод, на нее надевают втулку тестера, а наконечник прижимают к корпусу мотора. Подают высоковольтный импульс и наблюдают за контрольной лампой. Проверку осуществляют при атмосферном давлении, что не гарантирует стабильную работу свечи после установки в двигатель.
Без оборудования
Простой способ проверки работоспособности выкрученных СЗ. Диагностировать их отказ можно даже в полевых условиях. Для этого на свечу надевают высоковольтный провод, а её кладут на металлическую часть двигателя или корпуса. Главное условие – хороший контакт между ними. Стартером вращают коленвал мотора и наблюдают за проскакиванием искры. Желательно работу выполнять в резиновых перчатках, чтобы не ударило током.
Отсутствие искры – признак неисправности. Такую СЗ необходимо очистить от нагара, промыть и высушить. Потом повторить испытание.
Внешний осмотр
При таком методе контроля проверяют состояние изолятора, теплового конуса. Контролируют зазор между электродами. Если его получилось установить в пределах, рекомендованных производителем, такая СЗ еще может поработать. Нагар устраняют механическим путем. Для этого свечу отмачивают в растворителе, затем очищают загрязнения. Токоведущие дорожки на изоляторе устранению не подлежат, такую деталь бракуют.
[info]К сведению!
Проверка СЗ при атмосферном давлении не гарантирует искрообразования после установки её в силовой агрегат.[/info]
https://youtu.be/QF4mcrubAGc
Подбор и описание воспламенителей для газообразного топлива
Учитывая характер эксплуатации СЗ, возникает необходимость менять их при переходе на газообразное топливо. Это обеспечит бесперебойное функционирование двигателя в течение всего срока эксплуатации, заявленного производителем. Подбор воспламенителя применительно к конкретным условиям работы позволит избежать нагарообразования и получить максимальную отдачу крутящего момента.
Для силовых агрегатов с ГБО производители предлагают разнообразные варианты СЗ. При этом большой выбор только усложняет задачу автолюбителям по подбору оборудования.
Таблица. Сравнение воспламенителей
№ | Производитель | Тип | Страна | Цена комплекта (4 шт.), у.е. | Описание |
1 | Denso | IW20 | Япония | 50 | Увеличивается крутящий момент силового агрегата на 3-5 %, при этом потребление топлива уменьшается на 5-7 % |
2 | NGK | Laser Line 2 | 110 | Применение дорогих редкоземельных материалов увеличивает период эксплуатации до 200 тыс. км | |
3 | Brisk | LR1YS | Чехия | 15 | Изготавливают только для оснащения двигателей с ГБО, приемлемая цена |
4 | Bosch | WR7DP | Германия | 22 | Уступают аналогам по зажигательной способности, однако, износостойкие компоненты обеспечивают большой срок эксплуатации |
5 | Beru | 14R-7DU | 7 | Универсальные воспламенители: могут работать на жидком и газообразном топливе
|
Замена свечей зажигания при установке на автомобиль газобаллонного оборудования – вынужденная необходимость. Это позволит увеличить отдачу мощности и снизить расход топлива.