Иногда на трассе можно увидеть грузовые автомобили, у которых пара колес висит над дорогой. Несведущие автолюбители, просто пассажиры принимают их за запаски. В действительности, грузовики могут оснастить осью на пневматических баллонах, которая называется «ленивый» мост. Последний поднимают, когда машина едет без груза. А используют его в случае необходимости: при загрузке узел снижает давление на другие колеса.
Функции и назначение «ленивого» моста
Для увеличения рентабельности перевозок водители перегружают свои автомобили. При этом масса груза выходит за допустимые пределы. Последние указаны в паспорте автомобиля и регламентируются правилами использования дорожного покрытия. При этом возрастает нагрузка на дорожное покрытие. Чтобы этого избежать требуется увеличить количество мостов. Подъемная ось («ленивец», как её называют водители) позволяет повысить грузоподъемность. Опускается она только при полной загрузке, а при пробеге порожняком прижимается к раме автомобиля.
Такая особенность конструкции позволяет изменять колесную характеристику транспортного средства. Например, седельный тягач 6х2 становится 4х2. То есть меняется количество холостых колес, которые приходится катить по дороге. Следовательно, снижается потребление горючего на трассе. Напротив, для улучшения проходимости машины используют как можно больше колес. Идея эксплуатации автомобиля в условиях бездорожья лежит в основе разработки такого механизма. Изначально концепцию подъема холостой оси применяли в сельском хозяйстве.
Управляют положениями подвижного моста кнопкой из кабины водителя. Она переводит разгрузочный механизм в три положения:
- Транспортный. В этом режиме мост не задействован. Он прижат к кузову и не касается дорожного покрытия. Всю нагрузку воспринимают оставшиеся оси.
- Рабочий. Колеса касаются земли. Часть нагрузки с ведущего моста передается «ленивцу» через пневмоподушки. Автомобиль проявляет большую устойчивость и лучше тормозит. Однако в таком режиме возрастает потребление топлива.
- Переходной. Колеса касаются асфальта, но нагрузку не воспринимают. Этот режим используют для движения по гололёду или медленного перемещения с крутыми поворотами, чтобы не повредить покрышки.
[info]К сведению!
Если подъемный мост расположен между управляемым и ведущим, то такая конструкция называется pusher. Колеса подъемного агрегата могут поворачиваться в вертикальной плоскости при выполнении автомобилем разворотов.[/info]
Преимущества и недостатки
Управление «ленивцем» может быть автоматическим или ручным. При наличии датчика нагрузки (как правило, 7 тонн) блок управления автоматически изменяет положение дополнительной пары колес. Когда возникает необходимость, водитель вручную может поднимать и опускать ось. Применение такой конструкции имеет свои положительные моменты:
- увеличение тормозного усилия;
- снижение нагрузки на остальных осях автомобиля;
- уменьшение износа покрышек на трассе;
- улучшение управления (особенно на заснеженных дорогах);
- сокращение расхода топлива;
- наличие большего числа запасок.
Однако использование «ленивца» может иметь и минусы. К таковым можно отнести:
- Уменьшенный объем топливного бака. При установке подъемной оси последняя занимает свободное пространство под днищем автомобиля.
- Увеличенная масса машины.
- Повышенное истирание покрышек на поворотах. При подруливании и заездах на эстакаду дополнительную ось необходимо поднимать.
- Возрастание эксплуатационных расходов.
- Появление ложного управляющего сигнала от датчика нагрузки. Во время движения происходит подъем или опускание механизма.
Применение подъемных колес, которые можно использовать в зависимости от степени загрузки, позволяет перевозить больше груза без увеличения собственной массы транспортного средства. Кроме того, «ленивый» мост уменьшает потребление горючего и износ протектора покрышек при движении машины порожняком.