Моторное масло, заливаемое в двигатель, выполняет несколько функций, являясь расходным материалом. По мере использования оно накапливает пыль, продукты неполного сгорания топлива и микрочастицы продуктов износа металлических частей моторного отсека, что ведет к ухудшению работы мотора. В связи с этим следует периодически производить его замену, учитывая эксплуатационные характеристики, срок использования, пробег и манеру вождения.
Зачем менять масло в двигателе?
Двигатель автомашины состоит из элементов, изготовленных из стальных сплавов. При совместной работе между ними возникает трение. Кислород, попадая внутрь, способен запустить коррозионные процессы. Для того чтобы избежать преждевременного износа и коррозии, в двигатель заливают масло. Оно состоит из базовой основы и присадок, улучшающих действие смазки. Она выполняет следующие функции:
- предотвращение преждевременного износа из-за снижения сухого трения механизмов;
- образование масляной пленки на деталях защищает их от окисления и коррозии под действием химически активных веществ, образуемых в процессе работы двигателя;
- промывка внутренностей и сбор грязи в масляный фильтр. В процессе работы в масло попадают частицы пыли, несгоревшего топлива и продуктов износа. Они накапливаются в масле, а при его замене удаляются из полости моторного отделения;
- защита мотора от чрезмерного нагревания или охлаждения в процессе эксплуатации.
Необходимость замены обусловлена тем, что ресурс масла в двигателе имеет определенное значение, при достижении которого физико-химические свойства масла ухудшаются. Это приводит к преждевременному износу узлов и снижению срока эксплуатации автомобиля. Чтобы обеспечить надежное и долгое использование автомашины и безаварийную езду, обязательно следует менять масло в моторном отсеке. Замена масла обеспечит качественную смазку, защиту, очищение и позволит двигателю работать без перебоев.
Чем грозит отказ от замены масла?
Отказ от своевременной замены масла может при вести к поломке основного узла машины, его дорогостоящему ремонту. Старое масло приводит к появлению негативных последствий:
- выработавшая свой срок смазка со временем начинает накапливать продукты сгорания и отложения, которые загрязняют механизмы, а также могут способствовать их заклиниванию;
- повышается вязкость масляной жидкости, что приводит к замедлению пуска двигателя;
- снижение мощности мотора;
- детали изнашиваются быстрее вследствие увеличения трения между ними. Плохое смазывание металлических частей приводит к появлению на них трещин и борозд. Это снижает срок службы механизмов;
- опасность образования коррозионных участков на внутренней поверхности силового агрегата;
- плохо регулируется тепловой режим агрегатов, существует опасность перегрева мотора;
- отработанное масло способствует увеличению вредных выбросов в атмосферу, что негативно сказывается на экологической обстановке городов.
[info]Важно!
В результате длительного использования без замены масло превращается в жидкость, которая разрушает двигатель.[/info]
Как часто надо менять масло в машине?
Существует несколько видов масла. Это синтетические, полусинтетические и минеральные. Среди них синтетическое моторное масло пользуется большей популярностью, потому что одинаково хорошо работает при низких и высоких температурах, обладая стабильными техническими характеристиками. Интервал замены синтетического масла определяется рекомендациями автопроизводителя. Нормативные значения указываются для идеальных условий: оптимальные обороты двигателя, средняя скорость, отсутствие пробок, чистое внутреннее пространство моторного отсека. Некоторые из них советуют менять масло по месяцам использования, не беря в расчет пробег.
Кроме этого, на периодичность замены влияют следующие факторы:
- вид используемого топлива. Замена масла в дизельном двигателе должна осуществляться чаще, чем в автомобилях с бензиновым мотором. Это вызвано тем, что смазка в них подвергается большему воздействию, а также значительным содержанием серы в отечественном дизельном топливе;
- качество топлива. Чем меньше серы в составе бензина, тем выше экологический уровень топлива. Сгорание серы приводит к образованию диоксида серы, который смешиваясь с водой, попадает в масло. Эта смесь может вызвать коррозию деталей. Чем меньше концентрация серы, тем дольше срок использования масляной смазки;
- объем двигателя. Более мощный двигатель легче переносит нагрузки, поэтому масло может эксплуатироваться более длительный срок в отличие от маломощных автомобилей. Малолитражки рассчитаны на небольшой скоростной диапазон, поэтому при езде на больших скоростях двигатель подвергается большей нагрузке. Масло быстрее теряет свойства вследствие повышения температуры внутри моторного узла;
- пробег автомобиля;
- качественные показатели масляной жидкости;
- техническое состояние машины. При использовании некачественного расходного материала в масляных каналах образуются отложения, которые приводят к ухудшению работы авто;
- условия эксплуатации. При езде на небольшой скорости и стоянии в пробках в условиях мегаполиса в жаркое время года система охлаждения автомобиля не справляется со своей функцией, что приводит к перегреву двигателя и масла. При редких поездках на небольшие расстояния масло не успевает разогреться для того, чтобы смазать и защитить мотор. Длительный простой автомашины в гараже ведет к тому, что образуемый конденсат соединяется с продуктами сгорания топлива. Полученное вещество отрицательно сказывается на работе моторного отсека.
Анализируя факторы, от которых зависит ресурс замены масла в двигателе, можно сделать вывод, что масло нужно менять через 8-10 тысяч километров пробега в городских условиях и через 15 тысяч километров по трассе. Точный срок замены моторного масла по времени можно получить, если произвести лабораторное исследование отработанной смазки.
Как зависит смена масла от моточасов?
Передвижение автомобиля в городе или по трассе определяют разный режим эксплуатации транспортного средства. Городские светофоры и пробки не дают возможности мотору полноценно охлаждаться, при этом пробег у машины небольшой. При движении по трассе пробег намного больше, но при этом при скорости 100-130 км/ч происходит нормальное охлаждение двигателя, ресурс масла практически не вырабатывается.
Поэтому более грамотным было бы определить срок замены, беря в расчет количество моточасов, которые масло ходит в двигателе. Например, в городе накатать 10000 км можно за 500 моточасов, по трассе – за 100 моточасов при скорости 100 км/ч. Масло быстрее теряет свои эксплуатационные свойства в условиях города.
Оптимальным значением пробега является от 200 до 400 моточасов при разных режимах эксплуатации. Чтобы определить количество моточасов на основании пробега, следует снять показания средней скорости с приборов автомобиля за последние 1000 км. Для подсчета примем нормативное значение пробега, назначенное автопроизводителем для замены смазки, равным 12000 км. При средней скорости движения 40 км/ч количество моточасов получается путем деления пробега на скорость: 12000/40=300. Замена масла необходима при пробеге 12000 км. При этом следует учитывать ресурс масла в моточасах. В данном случае при выборе расходного материала необходимо обращать внимание на данную характеристику масла.
На основе фактического расхода топливной массы также можно определить пробег, при котором необходима замена. В расчет берутся нормативные показатели среднего расхода на 100 км по паспорту автомашины. Для примера примем нормативный расход – 9л/100 км, по показаниям приборов – 11л/100 км. При пробеге 12000 км по данным производителя расход должен быть 12000х9/100=1080 л, по факту – 12000х11/100=1320 л. На основании полученных данных вычисляем максимальное расстояние до смены масляной жидкости: 1080х12000/1320=9818 км. Замена необходима раньше, чем это предусмотрено рекомендациями производителя.
Для того чтобы автомобиль долго ездил, не ломался и был технически исправен, нельзя забывать о своевременной замене масляной составляющей. Срок обновления масляной системы каждый автовладелец может определить самостоятельно, приняв во внимание условия эксплуатации, вид и качество топлива, а также пробег.