Проблему нехватки места в багажнике при транспортировке габаритных и тяжёлых грузов водители решают с помощью прицепа. На авторынке или в специализированном магазине представлены фабричные модели, прошедшие сертификационные испытания и подготовленные к постановке на учёт. Однако высокая цена или неподходящая вместимость вынуждают владельцев собирать прицеп для легкового автомобиля своими руками. При самостоятельном изготовлении мастер сам подберёт варианты и схему компоновки, а также выдержит оптимальные размеры конструкции.
Особенности изготовления
Самостоятельная сборка прицепа обусловлена несколькими факторами: попыткой сэкономить, воплотить свои идеи или продемонстрировать собственные навыки. Но основная причина – высокая цена фабричных моделей. Если на покупку прицепной платформы есть нужная сумма и время, можно заказать конструкцию любой конфигурации.
При самостоятельной сборке экономия может получиться незначительной. Все ответственные узлы должны быть сертифицированы, их придётся покупать официально. Сложив все расходы на приобретение комплектующих материалов, а также затраты на проведение испытаний, получится сумма, сопоставимая с ценой нового автоприцепа. Однако у самодельной конструкции есть несколько плюсов:
- Индивидуальный подход к определению размеров. Мастер сам решает, какие габариты будут у легкового прицепа.
- Выбор комплектующих. Конструкцию оснащают доступными узлами, которые свободно продаются на автомобильных рынках.
- Простота. Конструкция, изготовленная в гараже, не имеет сложных узлов, что облегчает её обслуживание и ремонт.
Прицеп, собранный самостоятельно, нельзя использовать без регистрации в соответствующих инстанциях. Отсюда вытекают отрицательные стороны кустарного производства:
- Конструкция должна соответствовать строгим нормам и стандартам, что накладывает жёсткие ограничения на компоновку автоприцепа.
- Все узлы обязательно проходят проверку на соответствие действующим ГОСТам.
- Комплектующие должны быть фабричного изготовления, иметь соответствующие документы, подтверждающие подлинность. Использовать «мусор», скопившийся в гараже, не выйдет.
- Возникают проблемы с регистрацией.
[info]Внимание!
Все услуги по сертификации и регистрации автоприцепа платные. Кроме того, при постановке на учёт необходимо заплатить государственную пошлину.[/info]
Важный момент при вводе в эксплуатацию — постановка на учёт. Узаконить самодельную конструкцию реально, но нужно быть готовым к тому, что это займёт много времени и сил. Алгоритм оформления прицепа:
- Подготавливают пакет документов, состоящий из чеков, паспортов и сертификатов деталей, использованных при сборке.
- Делают фотографии автоприцепа со всех ракурсов, а также краткое описание с указанием характеристик.
- В ГИБДД получают перечень документов, необходимый для регистрации и направление на прохождение сертификационных испытаний.
- Подают вместе с подготовленными документами заявку на проведение тестов в испытательную лабораторию.
- Сотрудники сертификационного центра проведут все необходимые опыты, выдадут заключение экспертизы на соответствие самодельной конструкции действующим нормам. Если прицеп не пройдёт испытания, лаборатория не даст разрешительные документы, а конструкцию придётся дорабатывать.
- С сертификатом соответствия возвращаются в ГИБДД. Там подают заявление на постановку на учёт. К нему прикладывают копии собранных ранее документов. Сотрудники инспекции осмотрят прицеп и после оформления выдадут госномера.
Что понадобится при сборке
В первую очередь необходимо ознакомиться с ГОСТ Р 52281-2004. Это основополагающий документ, на соответствие которому будут проверять самодельный прицеп в сертификационной лаборатории. Лучше его распечатать, чтобы он был всегда под рукой. Актуальную версию ГОСТа можно скачать из интернета либо попросить копию в той же лаборатории, где будут проводить испытания.
На основании стандарта разрабатывают эскизы и чертежи будущей конструкции. Кроме того, готовые решения можно найти в интернете, куда выкладывают свои проекты другие мастера. Чертёж составляют в масштабе с указанием размеров и массы деталей. Так можно будет просчитать вес самодельного прицепа до начала работы, чтобы скорректировать компоновку для обеспечения максимальной прочности и жёсткости.
После составления чертежа приступают к подготовке необходимых материалов. В общем случае понадобятся:
- Металлопрокат для изготовления рамы. Остов прицепа собирают из стальной профильной трубы сечением не менее 40х40 мм, уголка, швеллера или двутавра.
- Ходовая. Грузовую платформу устанавливают на самодельное или фабричное шасси. В первом случае ось собирают из толстостенной металлической трубы и задних ступиц от переднеприводного автомобиля. Фабричный мост подбирают от небольшой малолитражки.
- Материал для изготовления каркаса бортов. Рамки делают из профильной трубы небольшого сечения.
- Покупное сцепное устройство.
- Обшивка днища и бортов. Допускается применение стальных листов толщиной не менее 0,6 мм, пиломатериалов (доски, фанеры).
- Колёса.
- Электрическая часть (провода, фонари, разъём для подключения к бортовой электросети автомобиля).
- Крылья с брызговиками.
[info]Внимание!
Желательно подобрать ступицы с присоединительными размерами для дисков идентичными с автомобилем. В этом случае возможна взаимозаменяемость со колёсами машины.[/info]
Для сборки прицепа понадобится разнообразный инструмент и расходные материалы. Мастеру необходимо подготовить оборудование для работы с металлом: болгарку, сварочный аппарат, дрель или шуруповёрт. К ним необходимо купить отрезные круги, электроды (проволоку с газом для полуавтомата). Если борта обшивать пиломатериалом, понадобятся деревообрабатывающие инструменты. Также потребуются гаечные ключи, отвёртки, металлический крепёж.
Возможная компоновка
Сделать самому прицеп можно различной конфигурации. Они могут быт одно- и двухосными, монолитной конструкции либо с опрокидывающейся платформой, с крыльями или колёсными нишами, размещёнными внутри. Компоновка зависит от целей, для которых создаётся прицеп, а также планируемой грузоподъёмности. Шасси должно выдерживать динамические и статические нагрузки.
Примеры схем расположения несущих элементов и мест крепления подвески можно посмотреть на готовых работах, опубликованных в интернете. Но определять размеры по фото не стоит. Не лишним будет осмотреть серийную конструкцию фабричного производства. Натурный экземпляр можно найти у знакомых либо попросить выполнить замеры выставочных моделей, представленных на рынке или в специализированных салонах.
Сборка прицепа
В первую очередь собирают раму. Она должна быть прочной, что достигается применением металлопроката с большим сечением. Согласно чертежу вырезают заготовки. На ровной площадке их сваривают межу собой. Раму делают единой с дышлом — стыковочным узлом с автомобилем. Это необходимо для обеспечения жёсткости. Дышло должно быть как можно короче, чтобы прицеп быстрее реагировал на манёвры автомобиля. Места стыков металлопроката усиливают наложением рёбер или косынок.
Когда рама готова, приступают к сборке прицепа. Ход работы:
- К нижней части приваривают кронштейны крепления колёсной балки. Её фиксируют на подвижных рессорах, стабилизирующих тягах и амортизаторах. Центр балки должен находиться на расстоянии 2/5 от задней части платформы относительно всей длины. У двухосных прицепов ее размещают симметрично центру платформы.
- Приваривают передний и боковые борта. Их каркас делают из профильной трубы сечением 25х25 мм. Приваривают петли заднего откидного борта.
- Прикручивают болтами либо закрепляют с помощью сварки муфту сцепления с фаркопом. Если используют резьбовой крепёж, необходимо обеспечить прочность соединения и исключить самопроизвольное отвинчивание гаек.
- Приваривают кронштейны для крепления запасного колеса, фонарей, кабельного жгута, отражателей и номерного знака.
- Конструкцию покрывают несколькими слоями краски поверх грунтовки. Предварительно металл очищают от ржавчины, сварочные швы — от шлака и окалины.
- Устанавливают облицовку бортов, днище, крылья.
- Крепят, подключают фонари, прокладывают проводку.
[info]Внимание!
Если есть время и желание, можно приварить так называемый стабилизирующий домкрат. Это необязательное условие, а дополнительный элемент, который будет способствовать горизонтальному размещению прицепа в момент стоянки.[/info]
Советы автомастерам
Изготовить самодельный прицеп можно за 4–5 дней, но спешка и суета при сборке недопустимы. Его используют на дорогах общего пользования, поэтому ненадежный механизм будет представлять повышенную опасность для владельца авто и окружающих. Даже один прослабленный сварочный шов может привести к усталостному разрушению металлической конструкции.
Перед началом реализации идеи стоит уточнить порядок прохождения сертификационных испытаний и регистрации самодельных транспортных средств в ГИБДД. Дополнительная информация позволит избежать ошибок и дальнейшего переделывания конструкции.
Самостоятельно сделанный прицеп способен в значительной мере увеличить потенциал применения автомобиля. На нем можно перевозить грузы различной формы и конфигурации, не боясь нанести вред салону или багажнику. Вариантов конструкции существует великое множество. Соответствующие рекомендации могут быть использованы для любой из них.