Автомобильный термостат — это механический клапан, основная задача которого — регулирование потока жидкости в системе охлаждения. Он способствует быстрому прогреву двигателя, а также поддержанию температуры в оптимальном диапазоне.
Исправный клапан предупреждает перегрев мотора, влияет на ресурс и экономичность. А вот неисправный способен на любые подлости.
КОГДА МЕНЯТЬ?
Определить, что стоящий в вашем двигателе термостат вышел из строя, можно по двум противоположным признакам: мотор либо перегревается, либо никак не достигает расчетной температуры.
В первом случае клапан термостата остается в закрытом состоянии, несмотря на превышение температуры. Жидкость не охлаждается в радиаторе и возникает перегрев. Во втором случае клапан зависает в открытом состоянии, и избыточное количество антифриза проходит через радиатор, не позволяя двигателю прогреться.
Программа испытаний
Мы испытали термостаты, предназначенные для огромного количества двигателей разработки Renault рабочим объемом от 1,2 до 2,0 л. Среди них бензиновые и дизельные моторы. Это — самый универсальный термостат фирмы. На нашем авторынке им оснащены не только Renault Duster и Logan, Nissan Terrano и Almera, Лада Ларгус, но также Fluence, Megane, Clio и многие другие модели.
Наиболее близкий к реальной эксплуатации тест включает проверку термостатов на температуру начала открытия клапана, величину его полного подъема, а также времени хода клапана до полного открытия.
Испытания проводили на стенде ИСТ‑120 в водном растворе глицерина. Отдельно проверяли герметичность клапана под давлением.
Температура начала открытия должна была составлять 88–89 ºC (допускается отклонение ± 2 ºC). Высота подъема клапана — не менее 8 мм. Время хода клапана — чем меньше, тем лучше.
Для проверки хода клапана используется электронный датчик перемещения. Испытатель проводит калибровку нулевой точки.
Сразу два термостата с подключенными датчиками температуры и хода клапана погружены в емкость с рабочей жидкостью. Стенд определяет зависимость хода клапана от температуры с высокой точностью.
Для экспертизы мы приобрели 15 термостатов — всё, что продавалось в магазинах столичного региона на тот момент.
Каждый термостат представляет собой диск с отверстием и кронштейнами крепления термоэлемента.
Отверстие в диске закрывает клапан, который для герметичности в ряде конструкций обрезинен.
Термочувствительный элемент, заполненный термоактивным воском (церезином), реагирует на нагрев свыше температуры срабатывания интенсивным увеличением объема. Это приводит к выталкиванию стержня и открытию клапана. Закрывает клапан после остывания термоэлемента пружина.
Участники
ASAM 30403
Примерная цена 550 ₽ Заявленная температура открытия 89 °С Клапан термостата начинает открываться слишком поздно: 91,4 °C вместо 89. Не рекомендуем. |
Calorstat Vernet 6047.89/J
Примерная цена 1350 ₽ Заявленная температура открытия 89 °С Цена высоковата. А клапан — самый задумчивый в нашей выборке. Ставить на автомобиль только при отсутствии альтернативы. |
Dauphinoise (Renault group) 82 00 772 985
Примерная цена 1400 ₽ Заявленная температура открытия 89 °С Один из самых дорогих термостатов в выборке отработал без замечаний. Если средства позволяют — рекомендуем. |
Dayco DT 1018V
Примерная цена 1000 ₽ Заявленная температура открытия 88 °С Термостат сравнительно дорог, но замечаний по работе нет. Можно ставить, если не обращать внимание на соотношение цена/качество. |
Fenox TS018
Примерная цена 500 ₽ Заявленная температура открытия 89 °С При вполне разумной цене замечаний к работе нет. Рекомендуем. |
Febi 24028
Примерная цена 1250 ₽ Заявленная температура открытия 88 °С Самый шустрый клапан в нашем тесте: время хода оставило менее 5 мин. Замечаний нет — только дороговато. Рекомендуем. |
Free-z KT0201
Примерная цена 600 ₽ Заявленная температура открытия 89 °С Полный провал: открывается поздно, клапан не поднимается… Не рекомендуем. |
Ganz GIF08008
Примерная цена 450 ₽ Заявленная температура открытия 89 °С Всё хорошо — и недорого. Рекомендуем. |
Kortex KTH030
Примерная цена 750 ₽ Заявленная температура открытия 89 °С Замечаний по характеристикам нет. Рекомендуем. |
LUZAR LT 0902
Примерная цена 400 ₽ Заявленная температура открытия 89 °С Одно из самых дешевых изделий в выборке. Замечаний нет — рекомендуем. |
Magneti Marelli 3523 17101 090
Примерная цена 550 ₽ Заявленная температура открытия 89 °С Все нормально — рекомендуем. |
Mahle Behr TX 100 89
Примерная цена 1450 ₽ Заявленная температура открытия 89 °С Ну очень дорого: за такие деньги можно купить три бюджетных термостата. Впрочем, это единственное замечание. Если средства позволяют — рекомендуем. |
Pekar 8200772985
Примерная цена 550 ₽ Заявленная температура открытия 89 °С Неожиданный результат: изделие фирмы, находящейся на слуху, оказалось одним из самых плохих в выборке, провалив все испытания. Не рекомендуем. |
Pilenga TT-P 4017
Примерная цена 500 ₽ Заявленная температура открытия 89 °С Клапан открывается не полностью: эдак недалеко до перегрева мотора. Не рекомендуем. |
Zommer Z7700872554
Примерная цена 400 ₽ Заявленная температура открытия 89 °С Налицо неполное открытие клапана: возможен перегрев двигателя под большой нагрузкой. Не рекомендуем. |
Результаты
От «старости» у этого термостата оборвался кронштейн. Нормально клапан работать не будет. А пробег — всего 60 тысяч километров.
Поводов для оптимизма мало: 5 из 15 изделий мы забраковали. Как обычно, напоминаем, что результаты проведенных исследований относятся к конкретной выборке изделий и не могут служить основанием для суждений о качестве одноименной продукции в целом.
И ведь это не ресурсные испытания! А всего лишь проверка на соответствие ключевым рабочим параметрам. В ходе эксплуатации высота подъема тарелки клапана наверняка станет еще меньше — учтите это, выбирая новый термостат.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ ТЕРМОСТАТОВ
Температура начала | Высота подъема | Время хода клапана | Перепуск основного клапана | |
ASAM | 91,4 | 9,8 | 6 мин 14 сек | 3,25 |
Calorstat Vernet | 88,6 | 8,9 | 7 мин 56 сек | 6,5 (клапан обрезинен) |
Dauphinoise (Renault group) | 90,4 | 11,3 | 5 мин 26 сек | 3,25 (клапан обрезинен) |
Dayco | 89,7 | 9,3 | 5 мин 20 сек | 3,9 |
Febi | 89,5 | 9,6 | 4 мин 54 сек | 5,57 |
Fenox | 90,1 | 10,7 | 5 мин 04 сек | 3,55 |
Free-z | 93,6 | 4,4 | —* | 3,55 (клапан обрезинен) |
Ganz | 90,6 | 9,7 | 5 мин 22 сек | 3,9 |
Kоrtex | 89,5 | 9,7 | 6 мин 00 сек | 3,9 |
LUZAR | 88,1 | 10,6 | 5 мин 44 сек | 3,25 |
Magneti Marelli | 90,5 | 9,2 | 5 мин 20 сек | 3,25 |
Mahle Behr | 89,1 | 11,7 | 5 мин 47 сек | 0 (клапан обрезинен) |
Pekar | 95,9 | 4,0 | —* | 4,88 (клапан обрезинен) |
Pilenga | 91,0 | 6,7 | —* | 3,25 |
Zommer | 91,0 | 7,0 | —* | 2,8 |
* Клапан термостата не поднимается на 8 мм.
Алексей Хомяков, инженер-испытатель ООО «НПО Талис» КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА— Часть новых термостатов не соответствует норме по заявленной температуре открытия, а часть — по высоте подъема клапана. И это с учетом того, что мы не проводили ресурсные испытания, после которых высота подъема тарелки клапана еще уменьшится. Эксплуатация таких термостатов в летний период недопустима. |
КАКУЮ ТЕМПЕРАТУРУ ВЫБРАТЬ?
Для двигателя К4М в продаже есть термостаты с температурой начала открытия 83 и 89 ºC. На редакционном Ларгусе еще до его попадания к нам в руки был установлен термостат на 83 ºC. Результат можно оценить по итогу нескольких лет эксплуатации с прибором, показывающим, какую температуру двигателя видит ЭБУ.
Оказалось, что зимой температура не превышает 81 ºC, поэтому в машине холодно. Летом температура всё время плавает от 81 до 99 ºC. Там ее уже сбрасывает электровентилятор, работающий на большой скорости. Постоянные скачки температуры на 20 ºC пользы не приносят, и расход топлива растет. Планируем установить термостат с температурой 89 ºC, как и было предусмотрено в заводской комплектации.
- Загорелся Check Engine? Что делать, рассказано тут.
- «За рулем» можно читать и в Viber.