Жизнь современного общества невозможно представить без автомобилей. С каждым годом их количество на дорогах растет. Двигатель внутреннего сгорания автомашины неизбежно выделяет при работе выхлопные газы, такова специфика агрегата. Конструкторы автомобильных систем тщательно продумывают все узлы будущего транспортного средства, в том числе и систему отвода выхлопа. Но случаются ситуации, когда система дает сбой и угарный газ проникает в салон. Это может привести к отравлению водителя и пассажиров.
Вред от выхлопов
Работающая машина выбрасывает в атмосферу вещества разной степени опасности. Они являются продуктом окисления и неполного сгорания топлива. Их состав зависит от типа двигателя. Выхлопные газы состоят из двух видов веществ:
- нетоксичные — азот, кислород, диоксид углерода;
- токсичные – оксид углерода, бензопирен, сажа, диоксид серы, углеводороды.
Воздействие газов на человека наносит ущерб здоровью. Особенно это вредно при распространении ядов в замкнутом небольшом пространстве. Опасное соединение – оксид углерода или угарный газ. Он не имеет запаха, вкуса, при значительной концентрации приводит к головокружению, головной боли, тошноте, обмороку.
[info]Важно!
От длительного воздействия угарного газа может наступить летальный исход.[/info]
Диоксид серы является причиной сильного запаха. Он влияет на обоняние человека. Углеводороды под действием солнечных лучей окисляются. Оба вещества приводят к заболеваниям дыхательной системы. Канцерогены бензопирен, сажа могут привести к онкологическим заболеваниям. Все компоненты, содержащиеся в выхлопных газах, приводят к нарушению деятельности сосудов головного мозга, нервной системы, развитию иммунодефицита, снижению содержания кислорода в крови, нарушению газообмена, накоплению солей тяжелых металлов в организме.
Система отвода отработанных газов в автомашине разработана так, что проникновение газов в салон исключается. Это возможно при разгерметизации системы отвода выхлопных газов, повреждении уплотнительных резиновых элементов. При обнаружении таких явлений необходимо срочно устранить неисправность. В дальнейшем для нормальной эксплуатации авто следует придерживаться правил:
- регулярная диагностика и ремонт выхлопной системы;
- отсутствие отверстий в полу и багажном отсеке;
- запрещение работы двигателя в замкнутом пространстве, без доступа воздуха.
Определение содержания выхлопных газов
Многие страны вводят нормативные значения концентрации вредных соединений при эксплуатации транспортных средств. Выбросы в нашей стране регламентируются ГОСТом 31967-2012. Он устанавливает предельные допускаемые значения и методы определения вредных газообразных соединений.
Исследования включают следующие анализы химических веществ:
- углеводороды. Определяются с помощью анализатора ионизации;
- оксида и диоксида углерода. Действует анализатор инфракрасного поглощения;
- оксид азота. Используется оптическое излучение, вызванное реакцией между оксидом азота и озоном.
[info]Важно!
Вред от воздействия отработанных газов зависит от режима работы автомашины. При свободном движении и в пробках показатели концентрации вредных веществ могут отличаться в три раза. На парковке выброс больше, чем при движении.[/info]
Современные инжекторные системы питания, разработанные ведущими мировыми автоконцернами, позволяют снижать содержание вредных компонентов в отработанных газах. Переход на газовое топливо, разработка оптимальной схемы движения транспорта в городских условиях смогут существенно повлиять на уменьшение объема вредных выбросов. Все это приведет к уменьшению вероятности отравления выхлопными газами при их непредвиденном попадании в салон автомобиля.