Уникальный ЗИЛ для VIP-персон СССР

«Черный доктор» – название с налетом романтики, таинственности. Это авто и было предназначено укрывать, быстро и с комфортом доставлять до места назначения элитных пациентов. До ЦКБ — Центральной Кремлевской больницы. Практически всем известны легендарные лимузины марки ЗИЛ перевозившие в советские годы первых лиц страны. Облик этих машин и поныне вызывает уважение. Но мало кто знает, что на их базе выпускались и санитарные универсалы ЗИЛ 41042. 

С чего все начиналось

Высший эшелон власти отдавал предпочтение лимузинам марки ЗИЛ. Они стали основой для спецмашины — ЗИЛ 41042. Элита, как обычные люди, болеет, страдает всеми человеческими недугами. Но тщательно скрывает это. Чтобы электорат не волновался. Был уверен: во главе государства стоит здоровый, сильный руководитель. Если что не так, да на массовом торжестве, все должно быть скрыто за плотно занавешенными окнами «Чёрного доктора».

zil chernyj doktor

Специальные медицинские универсалы разработали по заказу Четвертого главного управления при Министерстве здравоохранения СССР. В черный цвет красили специально, чтобы в правительственной колонне на это авто внимания не обращали, и оно ни на что не намекало.

Технические особенности

Создание медицинского танка, так еще в народе прозвали «Чёрного доктора», проходило в несколько этапов, со сменой характеристик и индексов. В 1975-ом на базе ЗИЛ-114 построили две машины ЗИЛ-114ЕА. Испытания прошли успешно. В 1979-ом собрали «переходные» универсалы ЗИЛ-114НА.

Платформой им, в свою очередь, послужил ЗИЛ-114Н, сочетавший новый кузов ЗИЛ-115 (он же 4104) и агрегатную базу модели ЗИЛ-114. Отличает эти экземпляры двустворчатая задняя дверь с поднимающимся стеклом и опускающимся задним бортом. Следующая ступень — уже знакомая серия ЗИЛ 41042, основанные на новом лимузине ЗИЛ-4104.

[good]Интересно!

Три поколения «докторов» меняли свой экстерьер, индекс сохранялся прежним. Переднюю часть модель 41042 поочередно заимствовала у вариаций «4104», «41045» и «41047».[/good]

«Черного доктора» не зря называют универсалом. Машина впечатляет параметрами. Хотя, на первый взгляд, противоречат друг другу:

  • длина – около 6, 5 м;
  • сухая масса – 3,9 т, полная – около 5 т; примерно столько же весит ГАЗ-52;
  • V-образный 8-цилиндровый двигатель объемом 7,7 л;
  • при мощности 315 л.с. развивал максимальную скорость до 190 км/ч;
  • всего 13 секунд необходимо, чтобы успеть разогнаться на нем до 100 км/ч.

Надежность и качество

ЗИЛ 41042 был удобным во всех отношениях, начиная с водительской части. Сиденья кожаные, интерьер отделывали шпоном деревьев ценных пород. Все было самое лучшее. Панель управления спецсигналами — от немецкой фирмы AEG-Telefunken. Тонкий руль с хромированным ободком звукового сигнала почти повторял «копеечный». Но его преимуществом был мощный гидроусилитель. При всей тяжеловесности машина была очень маневренной.

Санитарный отсек — высокий, просторный, выделены места для бригады из трех врачей. Даже носилки из натуральной кожи, которые при необходимости демонтировали. Кресла складывали, поверх медоборудования устанавливали плоскую платформу, в итоге салон из медицинского трансформировался в грузовой. Эти функции применяли, конечно, в самых редких случаях.

ZIL-41042 interjer

Шины у VIP-скорой усилили жесткими боковинами. Они позволяли передвигаться без замены колеса в случае его прокола. Задняя дверь с левого борта только имитировала вход в салон. И была оформлена деревянной оконной рамочкой. Но «фальшивка» закрывала запасное колесо. Там же хранились инструменты.

[info]Интересно! 

Управлять такой машиной доверяли только водителям высочайшего класса с правами всех категорий. Эти профессионалы должны были и могли водить даже подводные лодки и ракеты «Восток».[/info]

Легенды ЗИЛа

Одно событие произошло в 1964-ый год. Тогда ЗИЛ совместно с московской станцией «Скорой помощи» и Институтом имени Склифосовского представили медицинскую модификацию микроавтобуса ЗИЛ-118 «Юность». Но прежде, чем убедить медиков в нужности именно этой версии, пришлось пойти на эксперимент.

Водитель-испытатель завода Иван Лонтюшин проехал на «Юности» от аэропорта «Внуково» до «Склифа» за 12 минут. Безусловно, с нарушением правил, после согласования с ГАИ. Но и при таких условиях стремительность «Юности» поражала.

ZIL-41042 storona voditelja

Как это было, все напряжение гонки и накал страстей, что сопутствовали эксперименту, можно увидеть в фильме «ТАСС уполномочен заявить». В нем постановщики сумели в определенной мере воспроизвести реальные события. Правда, делали это уже на модели 118КА, следующее поколение «Юности».

Закрытость высшей власти от народа порождала истории и казусы. Спецтранспорт не должен был ничем выделяться в кортеже генсека. Даже в технических требованиях министр здравоохранения Чазов обозначил цвет черным. И пришел в ужас, когда распоряжение не выполнили. Заместитель главного инженера настоял, чтобы ее покрасили в белый. Скандал был громким. В итоге машину передали заводской медчасти ЗИЛа.

Сказать, что автомобиль надежный — почти ничего не сказать. Отдельный паспорт составлен на каждый его узел. Знак «ОС», особая серия, стоит на электротехнических деталях. После очередного механического вмешательства в документ вносят запись, которую заверяют несколько специалистов: от ремонтника до приёмщика и начальника.

https://youtu.be/UtA_8VIPvYk

Сегодня было бы интересно прокатиться с ветерком на ретро-лимузине. Почувствовать время далекой эпохи. Но нет. Завод ЗИЛ распался. История «Чёрного доктора» завершилась в 1986 году. В настоящее время только «Автотранспортный комбинат» хранит единственный экспонат — модель ЗИЛ 41042.

Оцените статью
Добавить комментарий

  1. Андрей Васильевич

    бред и глупость на уровне слухов… Даже фамилию переврали…правильно Иван Лактюшин или просто дядя Ваня…. если пишите, то хоть не врите…

    Ответить
  2. Андрей Васильевич

    Кто пишет этот бред? откуда черпаете и тиражируете эту глупость? Если что то пишете, то проверяйте информацию, а то даже фамилию водителя изоврали. Правильно Иван Лактюшин. Заводской мед части передали автомобиль ЗиЛ 114, а не 115. Я много на нем ездил и могу сказать, что врагу не пожелаю иметь автомобиль ЗиЛ 114, 117 или 115 в своем гараже из за отвратительного качества, старой устаревшей уже тогда конструкции и постоянных ремонтов.

    Ответить