Супер-дорога между Пакистаном и Китаем

Со времени событий 1989 года на площади Тяньаньмэнь в Пекине Китай произвел цемента больше, чем США за столетие. И использовал его по делу, что вылилось в невероятные просто инженерные сооружения: плотины, дороги, мосты. Не говоря уже о массе небоскребов. В этом ряду рекордов стоит выделить самую высокогорную трассу — Каракорумское шоссе.

Немного предыстории

Супер-дорога между Пакистаном и Китаем

Европоцентричная история традиционно упирает на развитие человеческой цивилизации со времен, в лучшем случае, царств шумеров и древних египтян. Но чаще — древнегреческих полисов и Римской империи. Логика понятна, ведь Европа во многом наследница последней. Вот только в Китае и на том же Индостане цивилизации уже существовали и успешно развивались.

Отчасти это еще следствие исторической обособленности в силу сложностей географии — труднопроходимые горы и пустыни. Что преодолевались время от времени армиями. Но чаще — торговыми караванами, свидетельство чему Великий шелковый путь.

Однако с ростом мореходной культуры прежние торговые пути пришли в упадок. Лишь появление железных дорог и автомобилестроения реабилитировало и придало новый импульс сухопутной логистике. Хотя в этом случае нередко первенствовали военно-стратегические интересы.

Так было в случае истории, например, тоннеля на Сахалин. Аналогичные задумки были и у руководства Пакистана с Китаем, когда они в 1966 году начали строительство Каракорумского шоссе. Ведь в то время это были два одинаково нищих государства с крайне слабыми экономиками. Поэтому речь шла не столько о товарообмене, сколько о поставках оружия. Уже более полувека Китай активно продает вооружение Пакистану.

Достаточно взглянуть на карту, чтобы понять логику таких действий со всех точек зрения. Это не только сокращение пути в сравнении с морским, уменьшается острота проблемы контроля или обороны «бутылочного горлышка» Малаккского пролива. К слову, по этим соображениям гуляют упорные слухи о планах китайцев построить канал через Малаккский полуостров.

[info]Важно! 

Каракорумское шоссе является самым высокогорным, его максимальная высота через Хунджерабский перевал составляет 4693 м. Тем самым дорога превзошла прежнего рекордсмена — дорогу из Оша в Киргизской ССР в Душанбе Таджикской ССР, максимальная высота которого достигала 4655 м на перевале Акбайтал.[/info]

Второе дыхание

Супер-дорога между Пакистаном и Китаем

Сложные условия, политическая ситуация (две индо-пакистанские войны) и слабые экономики обеих стран привели к тому, что «шоссе дружбы» заработало только в 1986 году. Причем не особо, так как технологии того времени и качество строительства оставляли желать лучшего. Из общей протяженности в 1300 км, 2/3 или 806 км приходилось на Пакистан. Поэтому китайцы подключились в помощь к работам и на соседней территории.

Сейчас же Китай лидер во многих областях. Например, мостостроительства, по числу возведенных и строящихся высокоскоростных железных дорог. Включая труднодоступные места, будь то тропики или места с почти сибирскими морозами (-50 на Большом Хингане), в пустыне Гоби или в горах Тибета. Это не только самая длинная автострада над водой и под землей Гонконг-Макао, но и самый высокий мост в мире Duge Bridge. Расстояние до реки, над которой он возведен — 565 м! Или самая высокогорная Цинхай-Тибетская железная дорога, с наибольшей высотой в 5072 м над уровнем моря.

Не мудрено, что нарастив свой инженерно-строительный потенциал с опытом, Китай последовательно реализует логистические проекты. По разным направлениям, то есть по принципу «не складывать яйца в одну корзину», но под общим и весьма узнаваемым историческим брендом «Шелкового пути». Тем самым подчеркивая их коммерческую направленность, хотя это вряд ли скроет или сможет опровергнуть наличие торгового экспансионизма китайцев.

Тем не менее, на обновление Каракорумского шоссе, которое не может не впечатлить размерами и невероятностью искусственных сооружений, Китай потратил всего 3 года! Вместо 20 лет в первый раз. Причем это только часть проекта транспортного коридора до портов Пакистана, которые уже в собственности китайцев или ими строятся.

Пока что история показывает, что империи как приходят, так и уходят. Однако дороги Римской, например, не только активно использовались теми, кто пришел ей на смену, сохранились до сих пор. Если не в первозданном виде, то поверх них проложены новые. А Каракорумское шоссе проходит еще в удивительно красивых горных пейзажах, ранее малодоступных.

Оцените статью
Добавить комментарий