Советские ВАЗы в лесу Финляндии — почему их там бросили

Природа поглощает автотехнику. Далеко не живописные пейзажи открываются в лесах Финляндии на границе с Россией. Там тысячи брошенных «Москвичей» и «Жигулей». Ржавые, они зарастают мхом, засыпаны листвой, кажется, корни деревьев прорастают сквозь дно машин и утягивают их глубоко в землю. Эта перспектива впереди, если раньше все-таким не заработает в полную силу программа по утилизации бесхозного транспорта. Оставлять его начали с 80-х годов прошлого века.

Как советский автопром докатился до Финляндии

Сегодня непросто представить, что Россия экспортировала отечественные автомобили в десятки стран мира. Государства в Западной Европе были в их числе. Финляндия славилась тем, что не только охотно покупала в СССР «Жигули» и «Москвичи», но и модифицировала их под собственные запросы и удобства. Эти модели были дешевле иномарок, но по своим техническим характеристикам ничем от них не отличались. Были простыми и такими же надежными.

Как вы машину назовёте…

Советские ВАЗы в лесу Финляндии — почему их там бросили

Звучное имя Jalta — скрывает «Запорожцы», МАЗы и так далее. Это название придумали для экспорта на советско-финском торговом предприятии Konela. «Победами», «Москвичами», грузовиками ГАЗ‑51 оно торговало с 1948 года. Позже под объединенным брендом Jalta поставляли заграницу множество других вариантов::

  • 6500 легковых авто — в 1960 г.;
  • 12 647 — в 1975 г.

Фирма Konela самостоятельно усовершенствовала советские модели. Предприятия старались удовлетворить запросы заграничного рынка и учесть его специфику. По заказу экспортера создавали специальные модификации.

[info]Интересно!  

По одной красивой версии, Правительство СССР подарило ЗИС-110 президенту Финляндской республики Юхо Кусти Паасикиви. Приверженец добрососедских отношений с бывшим противником подарок принял с удовольствием и много ездил на нем. Сейчас, говорят, его экземпляр хранится в одном из музеев страны.[/info]

Большие машины для аграриев-соседей

Советские ВАЗы в лесу Финляндии — почему их там бросили

Финские аграрии нуждались во вместительном, удобном транспорте. Нужно было перебрасывать большие грузы. Идеально подходил ГАЗ-518. У него была удлиненная база и кузов, при должном уходе работал долго. В Финляндии эти грузовики продавали с 1955 года. А спустя 30 лет Ижевский автомобильный завод уже выпускает пикапы с удлиненным кузовом. Модель производили под заводским индексом ИЖ‑27151-013-01. В стране-экспортере им присвоили статус Elite Pick Up. Звучало легкомысленно, но свежо. Позже, в 60-х гг., эта торговая марка в некоторых европейских странах перекочевала на российские «Москвичи».

Финны, в отличие от советских людей, пользовались ещё одной моделью «Москвичей». На основе их фургонов в начале 1970‑х фирма Konela соорудила трехдверные универсалы. Они были дешевле стандартных пятидверных. В финских каталогах их обозначили, как Elite 1500 pakettiauto. В Европе, в своем классе трехдверные грузопассажирские автомобили, они стали очень популярными.

Новое время не для старых авто

Советские ВАЗы в лесу Финляндии — почему их там бросили

Западного или советского образца, но автопром бесконечно модернизируется. Потребитель просит инноваций, инженеры идут навстречу требованиям рынка. В 1972 году, когда Западная Европа перестает интересоваться «Москвичами», Финляндия вновь изменяет его «412» модель. Преобразовывает незначительно, да и внешний вид не хватает лоска. Но заграничные доработки спустя 4 года воплотят в «Москвиче‑2140»:

  • горловину бензобака перенесут на правое крыло;
  • на крышку багажника вместо родного замка, который работал от троса, тянувшегося через весь салон, установят наружный;
  • ручки на дверях заменят жигулёвскими.

Интерьер также приукрасят. Но в Советском Союзе к моменту модернизации «Москвича» в моду войдут «Жигули.»

Верность традициям

Советские ВАЗы в лесу Финляндии — почему их там бросили

Были востребованы в Финляндии классическая «Лада» и позже «Самара». С их неизменным экстерьером и малым числом разновидностей. И снова компания Konela облагораживает внешний вид авто, его интерьер. Ставит другие колеса и шины, фароочистители и сиденья, появляется наружный пластиковый обвес. Интерес к представленной модификации возрастает.

Особенно в 80‑90‑е годы среди автолюбителей из России, когда переделанная «Лада» вернулась на родину. Конечно, часть машин. Но они сделали свое дело: с тех пор водители задумались о дизайне своих «верных коней», а в стране зародился отечественный тюнинг. Во 2-ой половине 90-ых ВАЗ и финны разработали новый проект для западноевропейского покупателя: улучшенную «Ладу» поставить на поток.

Таким образом возникла Lada Samara Baltic, или короче Euro-Samara. Финский завод Valmet запустил ее сборку и окраску. За счет изменений во внешнем виде, более дорогих колес, шин, импортного сцепления, «Девятка» по себестоимости оказалась выше стандартного варианта, покупатели ее не оценили. И через два года, в 1998 году, производство закончилось.

Последнее пристанище

Советские ВАЗы в лесу Финляндии — почему их там бросили

Сегодня в Финляндии востребованы марки Volkswagen, Skoda и Toyota. ВАЗ практически ушел с рынка соседнего северного государства. Почти все машины советского периода оказались на свалке. На утилизацию их не принимали. Автовладельцы избавлялись от них кто как мог. В этом случае финнам изменила их экономность и бережливость. Вот и оставляли машины в лесу, даже с ключами. В надежде, что какой-нибудь любитель раритетов однажды заведет замшелый механизм и уедет домой.

Еще одна версия бесхозяйственного отношения к движимому имуществу — госпрограмма по обеспечению многодетных семей недорогими машинами в 80-е гг. Прежнюю нужно было «уничтожить» самостоятельно. Ничтоже сумняшеся их сотнями бросали в приграничном лесу. До сих пор многие авто стоят невредимые. И предположение об их востребованности в 21 веке инноваций оправдается. Автопогост прикажет долго жить. По крайней мере, машины постепенно вывозят и утилизируют. Экзотический музей среди деревьев, под открытым небом, тихо уменьшается.

Чёрт знает где

Советские ВАЗы в лесу Финляндии — почему их там бросили

Новейшая история спровоцировала появление еще одного массового скопления машин. Оно образовалось на севере Финляндии в городе Салла на границе с Россией. неизвестное географическое название, о котором даже финны говорят, что находится «черт знает где». Шутят, конечно. Но здесь располагается таможенный пункт «Салла», в который стекались беженцы из Афганистана и Сирии. Этот путь назвали «арктическим» миграционным маршрутам в Европу через Россию. Приезжали на велосипедах. Потом местные власти из-за холодов запретили проезжать границу не на машине.

[info]На заметку! 

Этот указ и продолжил разрастание проблемы. Афганцы, пакистанцы, сирийцы скупали старые автомобиле в Мурманской области и бросали ее сразу на пропускном пункте. Мигрантов выпроваживали, перерабатывать техническую рухлядь никто не собирался. Денег на это не выделяли.[/info]

Выходом для местных стал аукцион. В 2016-ом они выставили на продажу «Волги»,«Лады», «Москвичи», «Газели», «Ижи», даже несколько иномарок. Всего 128 лотов по бросовой цене.

К низкой стоимости машин стоит добавить транспортный налог, 24% НДС, вывоз за свой счет. А потом и ремонт, чтобы в итоге экземпляр соответствовал экологическим стандартам Финляндии. Поэтому все авто, на которые не найдется покупателя, утилизируют за счет государства.

Оцените статью
Добавить комментарий