Опытный автомобилист по одному только цвету выхлопных газов способен диагностировать неисправность с большой долей точности. В норме выхлопы практически не видны, разве что зимой они, превращаясь в водяной пар. Если из трубы авто на дизеле идет дым белого цвета, нужно искать неисправность. Иначе через некоторое время появятся поломки, требующие серьезного ремонта.
Почему идёт белый дым
Выхлопы — продукт сгорания топливной смеси, который при правильной работе мотора практически не виден. Если из выхлопной трубы (ВТ) идет густой белый дым, нужно срочно искать причину такого явления.
Дизельный двигатель может дымить из-за неисправности:
- поршней;
- форсунок двигателя;
- механизма газораспределения;
- топливного насоса высокого давления (ТНВД).
[info]На заметку!
Если из ВТ дизеля идет черный дым, значит, в цилиндрах не полностью сгорает солярка, и в выхлопах много сажи.[/info]
Белый дым из выхлопной трубы дизельного двигателя может идти:
- внутренняя поверхность глушителя была слишком влажной, когда мотор запускался и прогревался;
- в дизеле имеется не сгоревшее дизтопливо.
- в камере сгорания — антифриз.
Эти причины касаются случая, когда дизель дымит на холодную, если же он прогрет, причины будут другие:
- проблемы со свечами зажигания;
- слишком большое давление при впрысках в форсунки;
- низкое давление в цилиндрах.
Последствия
Появление белого дыма из ВТ — серьезный сигнал, который нельзя игнорировать. Если ничего не предпринять, проблемы станут появляться одна за другой, а закончится всё серьезной поломкой мотора.
Какие проблемы возникают после появления белого дыма:
- изменение угла впрыска и задержка воспламенения в цилиндрах;
- проблемы с запуском, причем двигатель плохо заводится как холодный, так и прогретый;
- при работе вхолостую двигатель начинает дергаться, а под нагрузкой — троит.
Особенно опасно попадание антифриза в камеру сгорания. Из-за этого в дыме появляется оксид серы, который негативно отражается на сроке службы мотора.
Как устранить проблему
Решение проблемы белого дыма в дизельных авто решается с учетом причин, его вызвавших. В зависимости от неисправности, вызвавшей появление клубов белого дыма, принимаются те или иные меры.
Как диагностировать проблему:
- Достаньте масляный щуп, чтобы оценить качество масла. Обратите внимание на его цвет и консистенцию.
- Загляните в радиатор, чтобы посмотреть на уровень охлаждающей жидкости (ОЖ) двигателя.
- Оцените состояние охлаждающего контура — нет ли внутри выхлопных газов.
- Следите за тем, как меняется давление при заводке мотора.
На основании полученных результатов можно судить о причинах проблемы.
Накопление конденсата
Проще всего определить наличие конденсата. Если корпус авто мокрый, значит, на нем осела испаряющаяся влага. Если поверхность машины возле выхлопной остается сухой, приходится искать другие причины.
Ничего особого делать не требуется. Белый дым возникает из-за водяного пара, возникающего в выхлопной системе авто. Когда машина простаивает, из воздуха выделяется влага, оседающая на внутренних поверхностях выхлопной трубы в виде конденсата.
Когда происходит запуск мотора, часть конденсата просто стекает из трубы. Но какая-то часть влаги испаряется, она и создает белые клубы. Примерно такой же дым возникает при запуске мотора при морозе.
Как только система прогреется, вода и белый дым в прямом смысле слова испарятся. Выхлопы снова станут прозрачными. А вот зимой ситуация другая – чем холоднее на улице, тем дольше и сильнее процесс парообразования. В обоих случаях ничего предпринимать не надо. Появление белого дыма в теплый сезон — процесс естественный и временный.
[info]На заметку!
В авто с бензиновыми двигателями, как и с дизелями, белый дым часто возникает из-за испарения конденсата.[/info]
Неполное сгорание
Такая ситуация наблюдается при неполном воспламенении сжатой топливной смеси, когда она находится в цилиндрах двигателя. В итоге газы, благодаря которым происходит движение поршня, оказываются в выхлопной системе. Надо отметить, что от неполного сгорания дизтоплива не застрахован даже самый лучший ДВС. Подобная ситуация может, в частности, возникать зимой.
Если мотор остывший, а воздух, который смешивается с дизтопливом, тоже холодный, то ТВС имеет неправильное соотношение компонентов. В цилиндрах оказывается топлива больше, чем нужно, а воздуха меньше. В результате небольшая часть солярки сгорает, попав в выхлопную трубу. Когда двигатель прогреется, то состав ТВС придет в норму и белые клубы пропадут.
Если дизель-мотор дымит на холодную — это естественный процесс, а вот если дым возникает на прогретом двигателе, нужно немедленно искать причину:
- Возможно, в КВС задерживается воспламенение распыляемой солярки. Причина задержки — несвоевременная подача ТВС при хорошо прогретом моторе.
- Вспышка распыленной ТВС может наблюдаться из-за ее пониженной температуры при поступлении в цилиндры. Из-за этого скорость сгорания топлива падает даже при безупречной работе форсунки.
Белые клубы из выхлопной трубы могут появляться из-за:
- плохого состояния поршней, приводящего к снижению компрессии в цилиндрах;
- некорректного функционирования свечей;
- плохого состояния ТНВД, в частности, его плунжеров;
- впрыска ТВС под слишком высоким давлением.
Вышеперечисленные проблемы немедленно сказываются на функционировании двигателя. Наблюдаются такие проблемы:
- при жиме на газ мотор отзывается с опозданием;
- снижается мощность нажатия, падает разгон, а расход топлива растет;
- плохо запускается двигатель, причем при любых условиях — на горячую и на холодную;
- мотор троит и нестабильно работает под нагрузкой.
По мере эксплуатации автомобиля работа дизеля, в котором имеются вышеуказанные проблемы, будет постоянно ухудшаться. Необходимо поставить точный диагноз на СТО и принять меры по устранению неисправности.
Антифриз в цилиндрах
Если дизель авто дымит белым дымом, возможно, ОЖ проникает из системы в цилиндры. Окраска выхлопов зависит от состава ОЖ. В результате взаимодействия антифриза с распыленной соляркой происходит образование оксида серы, который губит мотор. В ОЖ много воды, в ней — причина образования белых клубов. Дым появляется, когда антифриз соприкасается с узлами авто, нагретыми до высоких температур.
Подобные поломки крайне опасны для дизеля в отличие от бензиновых моторов. В дизтопливе содержится гораздо больше серы, нежели в бензине.
Проникновение ОЖ в полость цилиндров становится возможным в следующих случаях:
- при дефекте прокладок в их головках — прогорании или деформации;
- в результате проникновения через трещину в двигателе;
- при разгерметизации прокладки, разделяющей впускной коллектор и двигатель, антифриз проникает в цилиндры по впускной системе
Понять, что в камеру сгорания попадает вода, довольно просто. Надо лишь проследить за работой охлаждающей системы:
- Когда появляется дым, необходимо сразу же проверить уровень антифриза и есть ли пятна масла на его поверхности.
- Нужно оценить запах выхлопов. Для этого откручивают пробку на радиаторе или на бачке расширения. Если антифриз поступает в цилиндры, то при открытой пробке можно уловить дымный запах, а на поверхности ОЖ будет видна масляная пленка.
Вердикт можно вынести на основании пониженного уровня воды в расширительном бачке. Чтобы получить окончательное подтверждение, необходимо запустить холодный мотор при открытой горловине бачка расширения. При пуске мотора давление в системе охлаждения возрастает, а уровень антифриза нестабилен. Этот процесс сопровождается выделением пузырьков газа. При этом антифриз может выплескиваться из бачка расширения.
При остановке мотора антифриз продолжит проникать в цилиндры. Просачиваясь через поршневые кольца, ОЖ поступает в поддон картера и перемешиваются с моторным маслом. Через некоторое время смесь превращается в эмульсию. Масло светлеет и перестает блестеть, утрачивая свои смазывающие способности. Появляется светло-коричневая пена, которая накапливается в узлах двигателя.
Если в ДВС образуются микротрещины, то антифриз почти не будет поступать в систему выхлопа и охлаждения масла. При этом в последнем содержание ОЖ незначительное. Образование пара и эмульсии идет крайне медленно, а масло остается практически чистым.
При значительных повреждениях наблюдается накопление охлаждающей жидкости внутри камеры сгорания. Такая ситуация затрудняет запуск двигателя, а проворачивание коленчатого вала становится проблемным. При еще больших объемах жидкости возникает риск серьезного гидроудара, после которого автомобилю понадобится капитальный ремонт.
[info]На заметку!
Густота клубов зависит от температуры окружающей среды — при низких значениях выхлопы густеют.[/info]
Подобные проблемы часто возникают из-за перегрева двигателя. Диагностируя основную поломку, следует протестировать работу всей охлаждающей системы. Так, в частности, необходимо убедиться в корректной работе термостата, вентилятора и пробок. Также проверяют целостность соединений патрубков и корректность работы датчика, посредством которого включается вентилятор.
Необычно высокая дымность безопасна у авто на солярке только при запуске на холодном двигателе. Все прочие случаи указывают на серьезные проблемы с мотором. Если из выхлопной трубы вашего авто вылетают белые клубы, ему требуется тщательный осмотр, а иногда — специализированная диагностика.