В конструкции любого транспортного средства обязательно присутствуют подвижные соединения, которые нуждаются в постоянной смазке, а также защите от попадания грязи. С этими функциями отлично справляются пыльники различного вида и назначения. Однако их ресурс в несколько раз меньше самих шарниров, что делает их обслуживание и замену актуальными мероприятиями по увеличению срока эксплуатации подвески автомобиля.
Функции и виды пыльников
Подвижные соединения в автомобиле — трущиеся поверхности сферической или цилиндрической формы. Такие сочленения работают при наличии смазки. При попадании абразивных веществ (песок, пыль, грязь) в зону контакта поверхности начинают интенсивно изнашиваться. Предотвратить вытекание смазки и проникновение посторонних веществ внутрь шарнира (включая воду) помогают специальные эластичные колпаки – пыльники.
В зависимости от места установки, они бывают различных видов:
- гофрированные;
- грибовидные;
- кольцевые;
- цилиндрические;
- сложной формы.
В случае когда необходимо обеспечить герметизацию узла при больших перемещениях (углах поворота), применяют пыльники гофрированной формы в виде гармошки. Тогда удлинение или сжатие происходит без критических растяжений материала. К таким соединениям относят шарниры равных угловых скоростей (ШРУС), рулевую рейку, амортизаторы. Для защиты малоподвижных шарниров (шаровых опор, наконечников, суппортов, плавающих сайлентблоков) используют грибовидные, кольцевые, цилиндрические.
Работать подвеске приходится в тяжелых условиях. Пыльник должен обладать следующими свойствами для обеспечения требуемой защиты:
- При больших деформациях иметь хорошую эластичность.
- Выдерживать широкий диапазон температур. Зимой он не должен терять упругость и трескаться. Летом — сохранять форму.
- Обладать устойчивостью к воздействию агрессивных сред. Многие узлы расположены снаружи автомобиля — возможно попадание на них различных химикатов.
- Быть изготовленным из масло- и бензостойких материалов, ведь внутри них содержится смазка.
[info]К сведению!
Вода, попавшая в шарнир, вызывает коррозию металических деталей узлов.[/info]
Обслуживание пыльников для предотвращения абразивного износа
Езда по бездорожью или преодоление водных препятствий негативно сказывается на целостности пыльника. Даже малейшая трещина может стать причиной поломки шарнира. Пыльники необходимо периодически осматривать. При обнаружении дефекта их следует заменить. Ремонт узла в целом обойдется дороже: ресурс других компонентов шарнира в несколько раз больше самого защитного чехла.
Шарниры равных угловых скоростей
ШРУС – неотъемлемая деталь автомобиля с передним приводом. Предназначен он для передачи вращения от коробки скоростей к колесам. Конструктивно состоит из внутреннего и внешнего шарниров (на каждую сторону), защищенных пыльниками. Последние имеют вид гофрированного конуса, который фиксируют двумя хомутами по краям. Это дает возможность избежать пережатий при повороте.
[info]Важно!
При периодическом осмотре автомобиля пыльники проверяют в первую очередь: замена ШРУСа стоит значительно больше других расходников. Обнаруженные дефекты следует максимально быстро устранить.[/info]
Процедура замены пыльника ШРУСа несложная, но трудоемкая. Для этого необходимо демонтировать привод. После извлечения шарнира из ступицы колеса срезать крепежные хомуты и старый пыльник, открывая доступ к стопорному кольцу. Разжав его, снять ШРУС. Необходимо тщательно всё протереть, осмотреть рабочие поверхности. Если на них имеются царапины, задиры или сколы – шарнир подлежит замене.
Установку производят в обратном порядке:
- смазывают все детали;
- надевают пыльник на вал;
- вставляют шарнир до срабатывания стопорного кольца;
- фиксируют пыльник хомутами;
- собирают привод.
Рулевой механизм
Рулевая рейка – это деталь авто, выступающая в качестве усилителя привода. Она обеспечивает более комфортный поворот автомобиля во время движения. Существует три основные разновидности:
- механические – обладают простым устройством;
- электрические – в качестве усилителя выступает электропривод;
- гидравлические – специальный насос уменьшает усилие, необходимое для поворота руля.
Порванный пыльник рулевой рейки приводит к абразивному истиранию штока и манжет. Такая поломка заметна именно в механизме с гидравлическим усилителем: через увеличенные зазоры начинает вытекать рабочая жидкость. Замена пыльника рулевой рейки иногда требует демонтажа всего механизма. Но порой это необязательно. Когда она размещена достаточно высоко, на моторном щите, то работы производят из-под капота. Для лучшего доступа демонтируют некоторые узлы и детали, окружающие двигатель. При низком расположении – ремонт выполняют на подъемнике или в смотровой яме.
[good]К сведению!
Если гидравлическая рулевая рейка потекла, избежать её замены или ремонта не удастся. Можно только отсрочить этот момент, периодически доливая масло.[/good]
Шаровые опоры и рулевые наконечники
Для перемещения ступицы в горизонтальной плоскости применяют шаровые опоры. На них конструктивно похожи рулевые наконечники (только меньшего размера). Делят как те, так и другие, на обслуживаемые и необслуживаемые. Пыльник широкой частью закрепляют на корпусе, а узкой на пальце. Монтаж шарниров выполняют в конические или цилиндрические отверстия и стопорят гайками. Чтобы поменять защитный колпачок, необходимо извлечь палец из посадочного места, снять старый и надеть новый.
На первый взгляд, пыльники шарнирных соединений автомобиля — вещь незначительная. Однако, разобравшись в их назначении, автовладельцы начинают по-другому относиться к их обслуживанию и замене.