Почему гудит гидроусилитель руля, возможные причины и их устранение

В процессе эксплуатации автомобиля происходит естественный износ и деградация его компонентов, что вызывает появление посторонних звуков. Один из них может появиться в подкапотном пространстве при вращении рулевого колеса. Это воет насос гидроусилителя руля (ГУР), который нагнетает масло к исполнительному органу управления. Перечень возможных причин, почему гудит ГУР, подскажет водителям, на что обратить внимание в первую очередь при диагностике, а также облегчит поиск способов устранения неисправности.

Причины возникновения гула

Почему гудит гидроусилитель руля, возможные причины и их устранение

Гидроусилитель руля — комплексное устройство, объединяющее в себе маслонасос, гидроцилиндр, дозирующий механизм и соединительные трубопроводы. Система разработана для снижения крутящего момента, прилагаемого водителем при повороте рулевого колеса.

Узлов, которые способны шуметь, в механизме немного. Рулевая рейка может гудеть только при повороте колёс под нагрузкой. Звук, похожий на скрежет, свидетельствует об износе полимерных направляющих, штоков или стенок цилиндра.

Основной шум возникает вследствие нарушения работы нагнетателя гидрожидкости. Гул может быть вызван:

  1. Малым количеством масла. Контролируют уровень жидкости визуально по щупу, расположенному на крышке заливной горловины. На нём нанесены отметки максимального и минимального уровня. Масляный отпечаток должен находиться между двумя рисками. Если рабочей жидкости недостаточно, её доливают либо полностью меняют на новую. Перед восстановлением работоспособности следует найти место разгерметизации и устранить течь.
  2. Несоответствием масла требуемым характеристикам. Оно постоянно циркулирует в гидросистеме, что со временем приводит к ухудшению его характеристик и вязкости. Контролируют его состояние визуально. Цвет должен быть бордовый, красный или малиновый, недопустимы чёрный и коричневый оттенки. Кроме того, запах жжёной резины свидетельствует о необходимости обновления гидромасла.
  3. Дефектом рулевой рейки. Гудеть нагнетатель может при повреждении исполнительного механизма. Чрезмерные нагрузки, возникающие в силовом контуре, передаются на насос, который начинает шуметь. Подтвердить или опровергнуть подозрения позволит диагностика. В крайнем случае понадобится замена рулевой рейки.
  4. Попаданием воздуха в гидросистему. Наличие пузырьков газа в контуре резко снижает несущую способность жидкости, что выражается появлением шума. Воздух в систему попадает при смене масла или через неплотности в обратном трубопроводе. Решить проблему поможет прокачка гидросистемы с полной её герметизацией.
  5. Провисанием приводного ремня. При недостаточном натяжении производят подтяжку либо замену при его критическом износе.
  6. Неисправностью нагнетателя. Шум появляется из-за износа подшипников, шестерён, сальников. В этом случае кроме звука возможно увеличение крутящего момента на руле. Устраняют проблему заменой изношенных деталей либо установкой нового насоса.

[info]К сведению!

В гидросистему заливают специальное масло — Automatic Transmission Fluid (ATF) зеленого или красного цвета. Смешивать их между собой нельзя. Если цвет определить невозможно ввиду чрезмерной загрязнённости, потребуется полная замена с промывкой системы.[/info]

Значение условия возникновения гула

Почему гудит гидроусилитель руля, возможные причины и их устранение

По характеру шума водитель может примерно определить источник неисправности. Гул, доносящийся от насоса, может менять тональность либо полностью пропадать на разных режимах работы. Кроме того на звук влияет состояние мотора. От того, гудит ли гидроусилитель руля на холодную или горячую либо нагнетатель шумит в крайних положениях рулевого колеса или после замены, делают вывод о его возможной поломке.

Гудит ГУР на холодную

Посторонний шум может появиться на непрогретом двигателе вследствие подсоса воздуха через патрубки низкого давления. Связано это с тем, что резиновые шланги со временем теряют мягкость и «дубеют». В холодных деталях образуются зазоры, через которые попадает воздух в гидросистему.

Места проникновения локализованы в точках крепления обратных патрубков и расширительного бачка. Определить проблемный участок может быть сложно ввиду отсутствия течи рабочей жидкости. Для устранения подсоса воздуха необходимо заменить уплотнения, промазать все стыки герметиком и затянуть патрубки хомутами.

Жужжать ГУР на холодную может из-за выработки в подшипниковых узлах. Изначально неприятный звук увеличивается по нарастающей и пропадает после достижения силовым агрегатом рабочей температуры. Когда износ подшипников превысит предел, они разрушатся, повредив при этом другие компоненты узла. Затягивать с их заменой не стоит, иначе придётся менять нагнетатель полностью. Одновременно с подшипниками необходимо установить новые прокладки и манжеты. Ремкомплекты желательно использовать оригинальные.

Гудит ГУР на горячую

На прогретом моторе нагнетатель может шуметь по нескольким причинам. Среди частых выделяют:

  1. Неисправность маслонасоса. Проблема выражается в подёргивании руля во всех режимах работы двигателя. Чтобы устранить неисправность, понадобится полная ревизия узла с установкой новых деталей и расходников либо полная замена нагнетателя.
  2. Изношенность шестерён либо пластин (в зависимости от конструкции насоса). Деградация рабочих поверхностей, появление на них сколов приводит к тому, что нагнетатель не способен обеспечить гидросистему требуемым давлением. Масло при этом начинает шуметь при работе. Неисправность «лечат» заменой изношенных деталей. В качестве временной меры используют заливку рабочей жидкости с меньшей вязкостью.
  3. Заправка гидросистемы маслом ненадлежащего качества. При нагреве рабочей жидкости её вязкость уменьшается, а если в гидросистему залили контрафактную ATF с неизвестными характеристиками, это может привести к нарушению нормального функционирования. ATF нужно полностью заменить, предварительно промыв систему.

[info]К сведению!

Период замены ATF в системе составляет 1-2 года или 60 тыс. км пробега.[/info]

ГУР гудит в крайних положениях

Возникновение шума, исходящего от нагнетателя при вращении руля, — нормальное явление, которое сопровождает его работу под нагрузкой. Некоторые автопроизводители указывают это в инструкциях. Для своевременной диагностики и устранения неисправностей следует выделять именно аварийные, которые вызывают неполадки в работе гидравлического контура.

Если водитель уверен, что при повороте руля в крайние положения на месте возникает посторонний шум, нужно выполнить диагностику. Как правило, звук появляется из-за недостаточной вязкости гидромасла или при неполадках в работе самого механизма. Следует проверить исправность нагнетателя, уровень масла в расширительном бачке, натяжение приводного ремня и чистоту ATF.

В крайних положениях рулевой рейки возможно появление шума, исходящего от перепускного клапана, расположенного в маслонасосе. Он нужен для ограничения давления в гидросистеме, чтобы защитить её компоненты. Клапан перекрывает напорную магистраль, направляя поток масла в обратный патрубок. Пребывание механизмов в таком положении продолжительное время недопустимо и чревато образованием задиров на контактных поверхностях нагнетателя.

Гудит ГУР после замены

Почему гудит гидроусилитель руля, возможные причины и их устранение

После ремонта рулевого механизма с заменой маслонасоса или жидкости возможно появление шума. Часто это связано с завоздушенностью гидросистемы, когда при заправке гидроусилителя маслом удаление воздуха выполнили не полностью. Реже может шуметь и свистеть новый насос ГУР. Чтобы нагнетатель работал как положено, необходимо устанавливать только оригинальные модели, купленные у проверенных дилеров.

Если посторонний шум вызван наличием воздуха в гидросистеме, со временем он должен исчезнуть. Признак завоздушенности — появление маленьких пузырьков или пены в накопительном бачке. Чтобы не допустить попадания воздуха, необходимо при заглушённом двигателе несколько раз повернуть рулевое колесо в противоположные стороны до упора, прокачивая гидросистему.

[info]Внимание!

После ремонта возможно появление шума, если не были должным образом промыты накопительный бачок и фильтрующий элемент. Грязь могла забить пропускные отверстия, вызывая тем самым нехватку рабочей жидкости для нормального функционирования системы.[/info]

Нужен ли ремонт, если гидроусилитель руля гудит

Появление посторонних шумов при работе ГУР и не только — повод для беспокойства и первый признак того, что необходимо проводить диагностику проблемного узла. Если гидроусилитель загудел, следует оперативно найти и устранить причину, вызывающую нехарактерный звук. Механизм рулевого управления — ответственный узел в автомобиле, повреждение которого чревато потерей управляемости, что может привести к ДТП.

Ремонт зашумевшему ГУР может и не понадобиться. Если причина шума связана со снижением вязкостных характеристик гидромасла, следует обновить рабочую жидкость. Визуально определить качество ATF можно, капнув её на лист белой бумаги. Пятно не должно иметь серых или чёрных тонов и посторонних примесей. Недопустимо быстрое растекание капли по поверхности листа.

Ремонт необходим при критическом износе компонентов или нарушении герметичности системы. В последнем случае ревизия заключается в замене уплотнителей, подтягивании резьбовых соединений и хомутов. Ремонт маслонасоса или рейки более сложный и затратный. Отсутствие ремонтных комплектов или запасных деталей вынуждает водителей полностью менять узлы на новые.

Профилактика поломок ГУРа

Почему гудит гидроусилитель руля, возможные причины и их устранение

Гидроусилитель руля — сложная система, которая нуждается в периодическом уходе. Для предотвращения поломок необходимо соблюдать ряд правил:

  1. Контролировать количество рабочей жидкости в расширительном бачке. В герметичной системе уровень масла остаётся неизменным. Его понижение свидетельствует об образовании утечек, которые необходимо локализировать и устранить.
  2. Своевременно менять ATF. Длительная эксплуатация ГУР без замены масла приводит к накоплению в жидкости абразивных веществ, которые ускоряют износ деталей.
  3. Не перегружать насос, надолго выворачивая руль в крайние положение. Нагнетатель, работающий под нагрузкой и без охлаждения, быстро выходит из строя.
  4. На парковке следует ставить колёса ровно. Это снимет нагрузку с гидросистемы при последующем запуске мотора.
  5. Своевременно устранять дефекты при появлении первых признаков неисправности. Оперативное вмешательство не только позволит выполнить ремонт с меньшими затратами, но и обезопасит дальнейшее передвижение.
  6. Периодически осматривать рулевую рейку. Повреждённые пыльники необходимо сразу же менять, иначе попавшая в них пыль повредит шток гидроцилиндра, что приведёт к утечкам масла.

[info]К сведению!

Зимой в мороз нельзя стартовать на непрогретом моторе с вывернутыми колёсами. Вязкость масла в этом случае слишком большая, что в разы увеличивает нагрузку на компоненты системы.[/info]

Необходимо избегать агрессивного вождения при маневрировании. Преодоление бордюров — проблема для владельцев машин с ГУР. При заезде на него водитель почувствует лёгкий толчок, в то время как система получит жёсткий удар. В результате можно получить разрушенные зубчатые зацепления, приводы, шарниры рулевых тяг и даже заклинившую или деформированную рулевую рейку. Аналогичная ситуация возникнет, если слишком плотно прижаться к бордюру.

При появлении даже незначительных признаков неисправности, когда ГУР шумит, следует выполнить диагностику и устранить поломку. Иначе при наступлении критического момента можно потерять контроль над машиной, если рулевое управление откажет, например, заклинит рейку. Лучше не экономить на техническом состоянии автомобиля, а также безопасности окружающих.

Оцените статью
Добавить комментарий