Смена колес – типовая процедура, которую автомобилисты делают по сезону, при необходимости провести ремонт покрышки или сделать балансировку. Но, при проведении таких работ в шиномонтаже или домашних условиях возможны нарушения техники или ошибки, которые приводят к проблемам. Колеса, которые были установлены, не по нормам могут стать главной причиной аварийной ситуации.
Распространенные ошибки при смене колес
Колеса, установленные на автомобиле – та часть, которая отвечает за управляемость транспорта и его соприкосновение с дорожным покрытием. Поэтому при замене даже одного колеса нельзя проводить работы спустя рукава. Обязательно соблюдать все нормы и правила закрепления дисков, а также внимательно относится к состоянию резины.
Самые распространенные нарушения при проведении шиномонтажных работ:
- Неправильное хранение в межсезонье, что ведет к возникновению скрытых дефектов и деформации резины.
- Использование старых покрышек, эксплуатационные характеристики которых уже понижены.
- Постановка деформированных дисков, так как в зиму скорость все равно ниже.
- Игнорирование меток и их несовпадение во время постановки зимней резины на место.
- Нарушение принципа затягивания болтов.
- Накачка шин до стандартного и одинакового показателя давления.
- Ремонт, а не замена колесных дисков.
- При заказе смены невнимательный выбор шиномонтажа, когда выбирают первый сервис и не смотрят на состояние инструмента. При этом важно чтобы мастер тоже выглядел прилично, а работал без нарушений – не набивает грузы со скобками на литье, чистит диски до балансировки и закручивает болты правильно.
- Многолетнее отсутствие балансировки колес.
- Постановка запаски в дороге прямо «на месте» или сезонная замена резины без соблюдения мер предосторожности.
[info]На заметку!
ДТП из-за невнимательности или нарушений, допущенных во время замены колес или подготовки автомобиля к зиме – происходят достаточно часто.[/info]
Хранение колес не по правилам
В межсезонье резину, которая не соответствует времени года, хранят в соответствии с инструкциями. Они достаточно полно объясняют все условия, которые должны быть в гараже, ангаре или другом месте, где держат колеса. При этом помещение обязано быть прохладным, сухим и хорошо проветриваемым. Для хранения автомобильных покрышек подходят такие места:
- отапливаемый гараж;
- кладовка;
- не сырой подвал;
- коридор;
- специализированные хранилища и подобное.
Шины, которые хранят без дисков, допустимо оставлять на полу (стоя). А вот уже сборные колеса надо так, чтобы не было нагрузки на рабочую поверхность, то есть – подвешивать или складывать стопкой (до 4 штук). Когда эти условия не соблюдены, резина деформируется. Возникают скрытые повреждения, которые способны стать причиной разрыва покрышки под нагрузкой и потенциально ведут к ДТП, если это произошло на большой скорости.
Использование старой резины
Акцентировать внимание надо не только на месте производства и изготовителю, но также и дате. Резина не может неограниченное время лежать на складе и не утратить своих эксплуатационных характеристик. В соответствии с ГОСТом 4754-97 (п. 10.1), гарантийное время службы покрышки – 5 лет с момента изготовления. В последующем возможность ее использования определяет покупатель по текущему состоянию. Но, лучше покупать и ставить только «свежую» резину. При этом важно не ремонтировать, а менять колесные диски, которые были повреждены. В такой ситуации риски их повторной поломки во время движения отсутствуют.
Деформированные диски
Подавляющая часть автолюбителей на зиму ставит те диски, которые похуже – с нарушениями геометрии. Это оказывает негативное влияние на управляемость транспортного средства. Но, водители оправдывают такое решение тем, что зимой скорость ниже и такая кривизна не слишком заметна. Тем не менее, использование дисков с нарушениями геометрии увеличивает нагрузку на элементы ходовой – рулевые наконечники, ступичные подшипники и другое, что ведет к их большему износу.
[info]На заметку!
Деформированные диски, в случае бескамерных шин, ведут к травлению. То есть – это постоянно приспущенные колеса, резина на которых «пережевывается» и такие покрышки надо будет вскорости менять. Или – постоянно подкачивать колеса.[/info]
Неверное давление, установка покрышек и затяжка болтов
Современная резина – направленная. На покрышках есть метки, которые надо размещать в определенном положении, а также в соответствии с маркировками на дисках. Когда эти пометки водители игнорируют и ставят резину «как выйдет», падает управляемость автомобиля, а шины быстрее изнашиваются. При этом болты также надо затягивать правильно – крест-накрест при помощи динамометрического ключа.
В случае 5-болтной ступицы – по схеме 1-4-2-5-3, а для 6 болтов – 1-4-5-2-3-6. Какой первым затягивать – значения не имеет, но момент затяжки – до 115 Нм. Если динамометрического ключа нет, то затягивать надо хорошо, но не чрезмерно – без использования рычагов, так как потом будет тяжело отвинтить. При этом надо помнить, что может и резьба сорваться из-за перетяжки.
При самостоятельной «переобувке» надо правильно использовать домкрат. Кроме него также нужно «подстраховать» машину, чтобы она не сорвалась. Поэтому под днище подкладывают колесо или используют спец.подставки. Когда меняют только 1 колесо – на запаску, подпорок-брусьев или кирпичей – недостаточно. Надо также поставить авто на передачу и ручник. Замену колес делают на твердой поверхности, если грунт сыпучий и переместить машину нельзя, то под домкрат подкладывают прочную доску.
При подкачке надо доводить давление не до традиционных 2 атмосфер, а до того значения, которое указано на задней и передней осях. Они часто разные и зависят от массы и загруженности машины. Также можно посмотреть в инструкции эксплуатации машины или наклейках (когда автомобиль современный) проемах дверей. Когда давление во всех колесах одинаково и не соответствует номиналу, управляемость транспортным средством падает.
Зачем балансировать колеса и как часто это делать
По правилам колеса требуется балансировать после каждый пройденных транспортом 10-15 тыс. км, условно – ежегодно. Но, подавляющая часть водителей, которые заменяют колеса в сборе, не выполняют балансировки на протяжении нескольких лет. При этом возникший дисбаланс принимают как результат «побитости» дисков или же тяжестью зимних покрышек. В некоторой степени это правда, но даже старые и «подуставшие» колеса возможно отбалансировать фактически «в ноль». Эта недорого, но хорошо влияет на управляемость машины и предотвратит скорый износ элементов ходовой и подвески.
Сменить летнюю резину зимней несложно – это может сделать фактически каждый водитель. Тем не менее, есть ряд ошибок, которые допускают не только новички, но также и автолюбители с опытом. Такие нарушения часто негативно влияют на управляемость автомобиля, а иногда и многократно повышают вероятность возникновения аварийной ситуации во время движения.