Наша «эмка»: а Форд тут при чем?

Легендарная «эмка», получившая это прозвище, поскольку была первой горьковской моделью, чей индекс начинался с буквы М, - знаковая для горьковского завода, да и для всей страны машина.

«Эмка» выглядела, да и конструктивно была куда современней предшественника ГАЗ-А — копии Ford A 1928 года. Договор СССР с американской компанией Ford подразумевал девятилетнее сотрудничество. Но, создавая ГАЗ-М1, завод уже не копировал полностью фордовскую конструкцию. Хотя заокеанское влияние по-прежнему было очень велико.

Наша «эмка»: а Форд тут при чем?ГАЗ-М1 имел совершенно новый по сравнению с ГАЗ-А четырехдверный закрытый цельнометаллический кузов. Впервые в СССР.

ГАЗ-М1 имел совершенно новый по сравнению с ГАЗ-А четырехдверный закрытый цельнометаллический кузов. Впервые в СССР.

Наша «эмка»: а Форд тут при чем?Дизайн «эмки» — за исключением некоторых деталей — в целом, повторяет четырехдверный Ford 1934 года. Только фирма Ford, помимо четырехдверной версии, делала множество иных — с закрытыми и открытыми кузовами.

Дизайн «эмки» — за исключением некоторых деталей — в целом, повторяет четырехдверный Ford 1934 года. Только фирма Ford, помимо четырехдверной версии, делала множество иных — с закрытыми и открытыми кузовами.

Наша «эмка»: а Форд тут при чем?Конструктивно кузов ГАЗ- М1 практически в точности повторял фордовский. Цельнометаллическая конструкция была по тем временам очень прогрессивной. Многие европейские заводы еще строили кузова на деревянных каркасах. У «эмки», как и у Форда, в крыше была дерматиновая вставка, поскольку с изготовлением столь больших стальных панелей в те годы были сложности даже у американцев.

Конструктивно кузов ГАЗ- М1 практически в точности повторял фордовский. Цельнометаллическая конструкция была по тем временам очень прогрессивной. Многие европейские заводы еще строили кузова на деревянных каркасах. У «эмки», как и у Форда, в крыше была дерматиновая вставка, поскольку с изготовлением столь больших стальных панелей в те годы были сложности даже у американцев.

Наша «эмка»: а Форд тут при чем?В 1932 году компания Ford начала производство новой модели V8–40 с восьмицилиндровым двигателем. Первоначально автомобиль был сильно унифицирован с четырехцилиндровым Фордом В, который сменил на конвейере Ford A (в СССР его выпускали как ГАЗ-А). Но в 1934 году восьмицилиндровый Ford модернизировали. Колесная база стала 2845 мм — в точности как у ГАЗ-М1. Рама с Х‑образным усилителем принципиально была такой же, как у «эмки». Но в точности горьковчане американскую раму все-таки не копировали.

В 1932 году компания Ford начала производство новой модели V8–40 с восьмицилиндровым двигателем. Первоначально автомобиль был сильно унифицирован с четырехцилиндровым Фордом В, который сменил на конвейере Ford A (в СССР его выпускали как ГАЗ-А). Но в 1934 году восьмицилиндровый Ford модернизировали. Колесная база стала 2845 мм — в точности как у ГАЗ-М1. Рама с Х‑образным усилителем принципиально была такой же, как у «эмки». Но в точности горьковчане американскую раму все-таки не копировали.

Наша «эмка»: а Форд тут при чем?ГАЗ-М1 имел по сравнению с ГАЗ-А новое шасси. В базе автомобиль вырос на 215 мм — до 2845 мм, ширина колеи вместо 1400 мм спереди и 1420 мм сзади, как у ГАЗ-А, увеличилась до 1455/1440 мм. Рама тоже была совершенно другая — с мощным Х‑образным усилителем.

ГАЗ-М1 имел по сравнению с ГАЗ-А новое шасси. В базе автомобиль вырос на 215 мм — до 2845 мм, ширина колеи вместо 1400 мм спереди и 1420 мм сзади, как у ГАЗ-А, увеличилась до 1455/1440 мм. Рама тоже была совершенно другая — с мощным Х‑образным усилителем.

Наша «эмка»: а Форд тут при чем?Двигатель ГАЗ-М1 рабочим объемом 3,3 л (98,4×108 мм) в основе был такой же, как на ГАЗ-А. Но степень сжатия увеличили с 4,2 до 4,6, изменили карбюратор, применили автомат опережения зажигания. В результате мощность возросла с 40 до 50 л.с. при 2800 об/мин.

Двигатель ГАЗ-М1 рабочим объемом 3,3 л (98,4×108 мм) в основе был такой же, как на ГАЗ-А. Но степень сжатия увеличили с 4,2 до 4,6, изменили карбюратор, применили автомат опережения зажигания. В результате мощность возросла с 40 до 50 л.с. при 2800 об/мин.

Наша «эмка»: а Форд тут при чем?С 1932 года на Fоrd 40 ставили мотор V8 объемом 3,6 л (77,5×95 мм). Моторные пути ГАЗа и Форда окончательно разошлись. Американцы продолжали совершенствовать «восьмерку» и создавать ее новые версии. А для СССР мотор V8 — сложный в производстве и неэкономичный — в качестве массового явно не подходил.

С 1932 года на Fоrd 40 ставили мотор V8 объемом 3,6 л (77,5×95 мм). Моторные пути ГАЗа и Форда окончательно разошлись. Американцы продолжали совершенствовать «восьмерку» и создавать ее новые версии. А для СССР мотор V8 — сложный в производстве и неэкономичный — в качестве массового явно не подходил.

Наша «эмка»: а Форд тут при чем?ГАЗ-М1 получил полностью новые подвески — зависимые, на продольных рессорах. Предшественник ГАЗ-А в наследство от американцев получил поперечные рессоры.

ГАЗ-М1 получил полностью новые подвески — зависимые, на продольных рессорах. Предшественник ГАЗ-А в наследство от американцев получил поперечные рессоры.

Наша «эмка»: а Форд тут при чем?Компания Ford продолжала использовать подвески на поперечных рессорах вплоть до середины 1940‑х годов. Так что схема, примененная на «эмке», к фордовской отношения не имеет.

Компания Ford продолжала использовать подвески на поперечных рессорах вплоть до середины 1940‑х годов. Так что схема, примененная на «эмке», к фордовской отношения не имеет.

Наша «эмка»: а Форд тут при чем?Трехступенчатая коробка передач на ГАЗ- М1 (2,82/1,604/1,0) — модернизированная, от ГАЗ-А (3,12/1,87/1,0), с шестернями постоянного зацепления и иными изменениями.

Трехступенчатая коробка передач на ГАЗ- М1 (2,82/1,604/1,0) — модернизированная, от ГАЗ-А (3,12/1,87/1,0), с шестернями постоянного зацепления и иными изменениями.

Наша «эмка»: а Форд тут при чем?Тормозная система ГАЗ-М1 принципиально осталась прежней. Как и у ГАЗ-А, тормоза имели простой механический привод. Гидравлические требовали более сложного производства и квалифицированного обслуживания. Даже на восьмицилиндровые Форды до 1939 года тоже ставили механические тормоза.

Тормозная система ГАЗ-М1 принципиально осталась прежней. Как и у ГАЗ-А, тормоза имели простой механический привод. Гидравлические требовали более сложного производства и квалифицированного обслуживания. Даже на восьмицилиндровые Форды до 1939 года тоже ставили механические тормоза.

Наша «эмка»: а Форд тут при чем?Панель приборов ГАЗ-М1 выглядела по тем временам не только современной, но и элегантной.

Панель приборов ГАЗ-М1 выглядела по тем временам не только современной, но и элегантной.

Наша «эмка»: а Форд тут при чем?Общая стилистика панели «эмки» повторяла фордовскую, модели 1934 года. Но приборы на советской машине иные, без американских овальных элементов.

Общая стилистика панели «эмки» повторяла фордовскую, модели 1934 года. Но приборы на советской машине иные, без американских овальных элементов.

Переходный возраст

При создании ГАЗ-М1 советский и американский пути стали заметно расходиться. СССР нужны были более простые и экономичные автомобили. Но кузов советской новинки 1936 года, по сути, повторял фордовский, а силовой агрегат тоже был заимствован у американцев еще в начале 1930‑х. Правда, для «эмки» его уже заметно модернизировали.

ГАЗ-М1 производили до 1942 года в нескольких модификациях, в том числе уже и с новым шестицилиндровым мотором, скопированным с двигателя Dodge. Всего изготовили 60 378 автомобилей ГАЗ-М1.

Частные владельцы использовали «эмки» как ежедневный транспорт еще в 1970-х годах, а теперь они есть лишь у коллекционеров.

  • Чайка ГАЗ-14 и ее американские «уши» — в этой публикации.
  • О том, чьей копией была легендарная Победа ГАЗ-М20, рассказано здесь.
  • «За рулем» можно читать и в ВКонтакте.

Фото: из архива «За рулем»

Оцените статью
Добавить комментарий