Конкурс с призом! — про запуск (советских машин и иномарок)

ЗАДАЧА № 172

Сразу или покрутить?

Владимирыч как-то начал вспоминать: «Вот была раньше площадка, известная в столице, где автомобилями торговали. И появились там уж больше тридцати лет назад первые иномарки. Какая бы машина ни была снегом засыпанная, но только поставишь на нее рабочий аккумулятор, так та сразу же пускалась. Зато наши надо покрутить было стартером изрядно… Хотя встречались и исключения».

Расскажите, почему у машин разное время пуска двигателя.

Короткие ответы не рассматри­ваются.

Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 1 августа 2022 года по адресу: 107045, Москва, Селиверстов пер., д. 10, стр. 1; e‑mail: [email protected]. Укажите ваш контактный телефон или иной способ быстрой связи.

Ниже подводим итоги конкурса знатоков из апрельского выпуска журнала «За рулем».

В задаче читатели должны были вспомнить, что за адаптивный свет применялся на Москвиче‑2140, и рассказать, какое развитие получили эти системы теперь.

Наши читатели любят вопросы по истории отечественного автопрома, поэтому писем пришло очень много. Практически все вспомнили о редком техническом решении на автомобиле московского завода, но вот подробно всё объяснили, да еще не забыли рассказать о современных решениях, немногие.

Приведем с сокращениями рассказ победителя нашего конкурса.

«В 80–90‑х годах прошлого века у моего отчима, неплохого жестянщика, но никакого электрика, в эксплуатации всегда было несколько Москвичей семейства 2140, в том числе „Люкс“, универсал 2137 и даже „каблук“, переделанный из седана. Все электрические проблемы пришлось взять на себя. На автомобилях было множество решений, не способствующих надежной работе электрооборудования. Например, на всю „электрику“ автомобиля полагалось всего шесть предохранителей, имеющих конструкцию, совсем не защищенную от влаги. Вершиной же непродуманных решений и был тот самый адаптивный свет.

Модель 2140, по существу, была рестайлингом Москвича‑412. И многие отмечали, что конструкция сильно устарела. Вместе с тем завод надеялся продавать автомобили на рынках европейских стран — нужны были какие-то «фишки» в области безопасности. Одной из них была автоматическая регулировка яркости свечения ламп в задних фонарях.

На седанах стояли трехсекционные задние фонари: сигнал поворота, габаритный огонь и стоп-сигнал. Секции были маленькие, и фонари видно было не очень хорошо. Но в чью-то «светлую» голову на АЗЛК пришла мысль, что ночью повороты и стопы, и так не самые яркие, могут ослепить водителя, едущего сзади. И вот решение: ставилось хитрое реле, которое при включении габаритов уменьшало яркость стоп-сигналов и задних указателей поворотов. На всех электросхемах это реле присутствовало, а также был кусочек схемы без него — если реле не устанавливалось.

Конкурс с призом! — про запуск (советских машин и иномарок)Реле РС‑710. На лампы стоп-сигналов приходилось два резистора. На поворотники — по одному.

Реле РС‑710. На лампы стоп-сигналов приходилось два резистора. На поворотники — по одному.

Конкурс с призом! — про запуск (советских машин и иномарок)Обмотка реле, запитанная от габаритных огней, управляла тремя группами контактов.

Обмотка реле, запитанная от габаритных огней, управляла тремя группами контактов.

Реле РС‑710 позволяло через нормально замкнутые контакты лампам стоп-сигналов и поворотников светить в полную силу днем. С включением габаритных огней реле срабатывало, контакты размыкались, и ток шел через встроенные проволочные резисторы.

Реле было не особенно надежным. Контактные пластины быстро теряли упругость от нагрева, контакты подгорали, а текстолитовое основание постепенно разваливалось. В итоге задние фонари светили через пень-колоду. Одни лампы горели ярко, другие едва заметно. На завод сыпались рекламации, и с 1982 года реле ставить перестали.

Что же касается современных машин с адаптивным светом, то простейший вариант — это автоматическое переключение с ближнего на дальний и наоборот. В дальнейшем системы, в зависимости от дорожной обстановки и погодных условий, стали обеспечивать разные алгоритмы освещения дороги.

У ксеноновых фар ближний и дальний свет могут работать вместе с одновременным поворотом пучков света в вертикальной и горизонтальной плоскости. Ослепление водителей встречного транспорта предотвращается с помощью автоматического затемнения зоны, где находится встречный автомобиль. Причем учитываются повороты и наклоны дороги — то есть отслеживание и затемнение происходит в постоянно меняющихся секторах. Такие режимы проще всего обеспечиваются светодиодными фарами с матрицами из LED-элементов. Выключая или приглушая свет отдельных элементов матрицы, можно создавать практически любую картину освещенности.

Ну а лазерные (точнее, лазерно-люминофорные) фары совмещают управление положением луча в пространстве и очень высокую интенсивность, позволяющую освещать дорогу до полукилометра».

Конкурс с призом! — про запуск (советских машин и иномарок)

Евгения Новикова поздравляем с победой!

Фото: depositphotos.com и из архива «За рулем»
Оцените статью
Добавить комментарий