Многие водители полагают, что ежедневная проверка уровня масла в двигателе – пустая трата времени. Однако контроль уровня смазки в двигателе и АКПП – одна из наиболее важных проверок и легкий вид самообслуживания, с которым справится любой водитель.
Показания уровня датчика масла
Каких-то пятнадцать лет назад российские автолюбители могли измерить уровень смазки исключительно благодаря собственным накопленным знаниям и устройству под названием «щуп». В настоящее время в автомобилях этим занимается бортовой компьютер с помощью датчиков измерения масла.
Они делятся на следующие:
- Тепловой – наиболее распространенный. Принцип его действия прост: проволока для замера нагревается до температуры, которая превышает температуру смазочной жидкости. После заглушки двигателя она опускается до уровня масла, рассчитываемого по времени, которое затрачивается на остывание чувствительного элемента.
- Ультразвуковой. Принцип работы основан на обработке звуковых импульсов, которые отражаются от поверхности масла в двигателе. Сигнал будет идти дольше, если количество жидкости меньше нормы.
- Датчик уровня масла поплавкового типа. Самый простой по своей конструкции. Представляет собой поплавок с магнитом внутри. Поплавок перемещается по трубке, внутри которой есть геркон. Уровень смазки определяется за счет контакта геркона и магнита.
Измерение уровня смазки щупом
Конструкция большинства автомобилей подразумевает обязательное наличие прибора для измерения уровня масла под обиходным названием «щуп». Они бывают разными, и важно их не перепутать. Алгоритм действий для измерения уровня масла в двигателе:
- мотор обязательно должен быть прогрет. Определение количества масла с холодным мотором дает, как правило, некорректный результат. Чтобы прогреть машину, достаточно поездить на ней на расстояние до 30 км либо оставить работающей на полчаса;
- автомобиль поставить на абсолютно ровную поверхность, так как вся смазочная жидкость должна стечь в картер, любые отклонения могут повлиять на качество измерения;
- заглушить двигатель;
- протереть щуп сухой тряпкой;
- поместить его в отверстие для измерения уровня смазочной жидкости. Через 30 секунд достать и проверить уровень жидкости, он должен быть на щупе на отметке между Max и Min.
Автопроизводители рекомендуют держать показатель смазочного материала в моторе между этими двумя засечками.
[good]Интересно!
Некоторые производители создают такие конструкции моторов, количество смазочного материала в которых можно измерять как в холодном состоянии, так и разогретом. Для этого существуют специальные отметки cold и hot.[/good]
Уровень масла в АКПП
Использование любой коробки подразумевает наличие в ней трансмиссионной жидкости. Однако существует разница в требованиях к свойствам смазочных материалов для разных типов передач. Например, для механической или роботизированной коробки требования к смазочной жидкости отличаются от вариатора. Но во всех случаях масло непременно должно выполнять свои функции, защищать детали от износа и смывать гарь с нагруженных узлов.
В том случае, если водитель не следит за уровнем жидкости в АКПП, могут появиться толчки и рывки при переключении передачи, возрастает риск поломки коробки. Практически все неисправности АКПП происходят в результате либо длительного отсутствия замены масла, либо перелива/недолива, так как автоматические коробки передач гораздо требовательнее к смазочному материалу, чем механические.
Проверка уровня масла в автомате не отличается кардинально от подобной проверки в двигателе. Инструкция, как сделать это самостоятельно:
- прогрейте машину. Проверка «на горячую» остается наиболее достоверной для измерения актуального уровня смазки;
- поставьте автомобиль на ровную площадку, селектор переведите в режим «паркинг», мотор глушить не нужно, дайте ему пару минут поработать на холостых;
- очистите щуп от грязи и ворса. Вставьте до упора на несколько секунд. Выньте и оцените уровень масла по риске hot. Он должен быть на щупе согласно предписаниям производителя.
В том случае, если количество смазочного материала оказалось ниже нормы, это грозит нарушением температурного режима. Жидкость может потерять свои свойства, а маслонасос захватить воздух, что гарантированно приведет к ускоренному износу коробки. Если же показатель количества масла слишком высокий, оно может вспениться из-за контакта с шарнирами. Последствия будут такими же, как и в случае с недоливом смазки.
Особенное внимание нужно уделить качеству проверяемого масла. Если на щупе имеются частицы грязи и металлическая стружка, однозначно можно говорить о механическом износе отдельных деталей. Если жидкость приобретает нехарактерный красный оттенок – она подвергается регулярным высокотемпературным нагрузкам. Все эти признаки свидетельствуют о том, что необходимо произвести как и замену смазки, так и профилактическую проверку АКПП.
Как часто менять масло в двигателе
Когда-то владельцам советских автомобилей рекомендовали проверять количество смазочного материала при каждом заезде на автозаправку. К счастью, современные машины не предъявляют таких требований и возможно обойтись проверкой раз в месяц. На сроки замены также влияет степень эксплуатации автомобиля. При постоянной езде по трассе расход будет происходить в более щадящем режиме, чем при использовании автомобиля на городских улицах. К жестким условиям для смазки можно отнести плохую вентиляцию мотора, засорения в фильтрах, высокую рабочую температуру.
[good]Интересно!
Невзирая на режим эксплуатации авто, менять смазочные жидкости необходимо как минимум раз в год.[/good]
Замену масла производите согласно рекомендациям производителя. Однако не нужно буквально воспринимать все предписания в буклете. Каждый владелец должен сам решить, когда и как ему менять смазку в двигателе или АКПП. Это необходимо делать с учетом индивидуальных обстоятельств.
При правильной эксплуатации смазочные жидкости могут проработать дольше, чем заявил изготовитель. Но профилактический осмотр и замер всех показателей необходимо делать на регулярной основе. Благодаря этому вы вовремя сможете выявить проблемные места и сбережете свою машину и финансы.
у меня на мицубиси галант 93 года полтора уровня масло и ничего.Вопрос откуда столько умных экспертов в России?
Масло надо проверять каждое утро и при помощи щупа датчики могут и наврать а глаз свой ты не обманешь кто сказал что на горячую это хрень только на холодную когда масло остыло и всё стекло в поддон
В если на холодную масла в двигателе нет, то через пол часа на горячую ты только узнаешь, что приехал на новый мотор
Уважремые автолюбители и професионалы .Учите мат часть масла во всех огрегатах в том числе ив двигателе .должно быть столько сколько рекомендует завод изготовитель.
В ежедневное ТО, входит проверка уровня жидкостей на холодных агрегатах. Риски на щупах производители ставят из учета как для холодных, включая отрицательные температуры, так и для прогретых агрегатах. Дмитрий правильно подметил. А советы «грамотных» механиков служат для того что бы без работы не остаться. А после пяти километров можно и до станции ТО не доехать своим ходом.