Комфортные условия в салоне автомобиля в жаркую погоду создают при помощи кондиционера. Он может функционировать несколько лет без обслуживания, но водители рано или поздно сталкиваются с проблемой ухудшения его работы. В этом случае необходимо заправить охлаждающую систему фреоном. Когда это делать и как часто, зависит от состояния компонентов автокондиционера, но процедуру диагностики и обслуживания лучше выполнить на СТО.
Принцип действия и периодичность заправки
Автомобильный кондиционер работает по принципу переноса тепла при испарении и конденсации хладагента — фреона. Все компоненты системы замкнуты в один герметичный контур. Однако фреон обладает высокой текучестью, значит, малейшая неплотность приведет к его потере.
Конструктивно кондиционер состоит из таких компонентов:
- испарителя;
- конденсатора;
- вентилятора;
- компрессора;
- управляющего клапана;
- трубопроводов.
Привод компрессора осуществляется от двигателя через ременную передачу. Его включение производится электромагнитной муфтой. В компрессоре газообразный фреон сжимается, при этом повышается температура газа и по напорному трубопроводу поступает в конденсатор. Там горячий хладагент охлаждается и конденсируется. В жидком виде фреон попадает на управляющий клапан. Последний регулирует количество теплоносителя, которое попадет в испаритель, тем самым обеспечивая нужную температуру в салоне. Испарившись, фреон по обратному трубопроводу попадает в компрессор.
Производители автокондиционеров закладывают допустимую утечку хладагента около 15 %. Нехватка последнего сказывается на перегреве всей системы и приводит к поломке компрессора. Причины разгерметизации самые разные: деградация резиновых деталей, уплотнений, сальников, коррозия радиаторов и трубопроводов. Периодичность заправки зависит от срока службы транспортного средства:
- новые автомобили – раз в 2-3 года;
- машины от шести лет – каждый год.
https://youtu.be/dOZcVTnnFOM
Почему не стоит заправлять кондиционер самостоятельно
Заправку кондиционера осуществляют по определенным правилам, отступление от которых может стать причиной поломки. Если в системе фреона осталось менее половины, в неё может попасть вода и воздух. В этом случае потребуется очистка вакуумом, а простое пополнение хладогентом может только усугубить ситуацию. Оставшиеся посторонние вещества приводят к гидравлическим ударам, коррозии, а также чрезмерному износу компрессора.
[bad]К сведению!
Некоторые заправщики доливают дешевые аналоги, выдавая их за оригинальный материал.[/bad]
При самостоятельном ремонте сложно обеспечить герметичность системы. Без специального инструмента невозможно обжать рукава высокого давления, а использование кустарно изготовленных бандажей и штуцеров не дают ожидаемого эффекта. Высокая текучесть фреона накладывает свои ограничения на плотность соединений всех компонентов системы. При полной разгерметизации потребуется добавить масла в компрессор для смазки трущихся деталей.
Заправка кондиционера в автосервисе
Следует внимательно выбирать сервис по обслуживанию кондиционера. Используемые хладагенты токсичны и могут нанести вред окружающей среде. Грамотное их хранение и утилизация – главные показатели уровня СТО. Этапы диагностики:
- Осмотр. Проверяют салонный фильтр, радиатор, соединяющие магистрали, определяют температуру выходящего воздуха.
- Измерение давления. Следующий этап – подключение заправочной консоли, наполнение фреоном. По величине давления в напорном и обратном трубопроводе делают заключение о работоспособности системы.
- Поиск утечки. Как правило, выход фреона происходит через маленькую дырочку или трещину. Для поиска таких мест применяют специальный прибор – течеискатель.
- Наполнение системы. После восстановления герметичности вакуумом откачивают старый фреон, доливают масло и новый хладагент.
Если утечка не обнаружена, применяют фреон с ультрафиолетовым красителем. Затем обязательно ездят с включенным кондиционером до тех пор, пока он не перестанет холодить. Автомобиль загоняют в темный бокс, где мастер при помощи ультрафиолетовой лампы и специальных очков ищет места утечки. В некоторых случаях может потребоваться разборка торпеды для доступа к испарителю.
В изнуряющую летнюю жару неисправность кондиционера может доставить водителю, а также его пассажирам массу неудобств. Своевременные заправка и диагностика позволят минимизировать вероятность отказа оборудования.