Боевые машины десанта: на чем воюют в зоне СВО

Броня сбрасывает вес

Ограничивают полет конcтрукторской мысли размеры грузовых отсеков военно-транспортной авиации и характеристики существующих парашютных систем. При проектировании техники для ВДВ действуют жесткие нормы по массе и габаритам.

Поэтому все представленные боевые машины относятся к классу легкобронированных, обладают алюминиевыми корпусами и защищают только от пуль и осколков. Но это все же лучше, чем полное отсутствие защиты.

Есть и специфические требования заказчика. Для успешных автономных действий в тылу противника ВДВ предпочитает авиадесантируемые, хорошо вооруженные, вместительные и достаточно универсальные гусеничные машины. Мало того, с внушительным запасом хода, изменяемым дорожным просветом, да вдобавок и плавающие.

БМД-4М: ставка на вооружение

Боевая машина десанта для крылатой пехоты — аналог сухопутной БМП. Выпускает ее Курганмашзавод. На вооружении с 2016 года.

Максимально унифицирована с БМП-3М, но облегчена, укорочена (в ходовой части пять катков вместо шести). И адаптирована для решения задач ВДВ, главная из которых — авиадесантирование парашютным, парашютно-реактивным или посадочным способом.

Боевые машины десанта: на чем воюют в зоне СВОБМД-4М легко отличить от БМП-3М по пяти каткам в ходовой части.

БМД-4М легко отличить от БМП-3М по пяти каткам в ходовой части.

Боевые машины десанта: на чем воюют в зоне СВОКорпуса БМП-3М и БМД-4М похожи, но в передней части боевой машины десанта нет курсовых пулеметов.

Корпуса БМП-3М и БМД-4М похожи, но в передней части боевой машины десанта нет курсовых пулеметов.

Вмещает трех членов экипажа и пять десантников (против семи у БМП-3М).

Силовая установка — 500-сильный дизель УТД-29 и полуавтоматическая коробка передач.

Машина оснащена гидропневматической подвеской с изменяемым клиренсом. Рабочий дорожный просвет — 450 мм, но его можно увеличить до 530 или уменьшить до 130 мм.

Десантная машина получилась подвижной, быстрой, маневренной, с запасом хода 500 км и умением плавать с помощью водометных движителей (10 км/ч при волнении до 3–4 баллов).

Боевые машины десанта: на чем воюют в зоне СВОБМД-4М умеет плавать со скоростью 10 км/ч.

БМД-4М умеет плавать со скоростью 10 км/ч.

Боевые машины десанта: на чем воюют в зоне СВОВ воде боевая машина десанта движется с помощью водометных движетелей шнекового типа.

В воде боевая машина десанта движется с помощью водометных движетелей шнекового типа.

Но основное достоинство БМД-4М — мощное вооружение. В обитаемом модуле-башне Б8Я01 Бахча-У, спроектированном тульским КБ приборостроения, размещены автоматическое 100-миллиметровое орудие — пусковая установка 2А70, скорострельная пушка 2А72 калибром 30 мм и пулемет ПКТМ 7,62 мм.

В едином автомате заряжания главного калибра — 34 снаряда с дальностью действия до 7 км и 4 противотанковых управляемых ракеты «Аркан» с тандемной кумулятивной боевой частью (пробивает броню до 750 мм) и дальностью до 5,5 км. Мелкокалиберная 2А72 с подвижным стволом поражает наземные цели на дистанции до 4 км.

В боекомплекте осколочно-фугасно-зажигательные, осколочно-трассирующие, бронебойно-трассирующие и бронебойные подкалиберные снаряды улучшенной пробиваемости. Пушка оснащена двухсторонним ленточным питанием с автоматизированным и ручным переключением подачи.

БМД-4М комплектуют эффективным комплексом управления огнем.

Он позволяет круглосуточно с места и в движении поражать наземные и воздушные цели.

В составе комплекса баллистический вычислитель, лазерный дальномер, тепловизионный прицел, автомат сопровождения цели и панорамный тепловизионный прицел командира.

Предусмотрено полное дублирование стрельбы командиром всеми видами вооружения.

БТР-МДМ Ракушка: больше десантников, больше груза

Назначение этой машины — плавающий авиадесантируемый бронетранспортер.

По ходовой части и силовой установке унифицирован с БМД-4М. Отличие: минус башня с вооружением, плюс число посадочных мест.

Корпус Ракушки — рубочного типа из противопульной алюминиевой брони. Двигатель — многотопливный дизель УТД-29.

В ходовой части с изменяемым дорожным просветом с каждой стороны по пять опорных катков на пневмогидрорессорах.

Боевые машины десанта: на чем воюют в зоне СВОБТР-МДМ демонстрирует способность менять дорожный просвет.

БТР-МДМ демонстрирует способность менять дорожный просвет.

В десантном отделении у бортов по три двухместных сиденья. Их можно сложить и получить вместительный грузовой отсек.

Боевые машины десанта: на чем воюют в зоне СВОПомимо сидений десантников в Ракушке есть два кресла для десантирования экипажа в машине. Командир и механик-водитель приземляются в них, а потом пересаживаются в штатные сиденья.

Помимо сидений десантников в Ракушке есть два кресла для десантирования экипажа в машине. Командир и механик-водитель приземляются в них, а потом пересаживаются в штатные сиденья.

Ящики с боеприпасами, бочки с топливом, и другую поклажу крепят с помощью ремней. Вдоль бортов есть приспособления для фиксации носилок с ранеными.

Носилки могут располагаться в три яруса. В отделении управления места для механика-водителя, командира и еще одного десантника.

Всего Ракушка принимает на борт двух членов экипажа и тринадцать десантников или две тонны груза.

Боевые машины десанта: на чем воюют в зоне СВОДля десантников БТР-МДМ это и транспорт, и грузовик, и санитарная машина.

Для десантников БТР-МДМ это и транспорт, и грузовик, и санитарная машина.

Машина оснащена системой очистки наружного воздуха с фильтровентиляционной установкой. Есть (хоть и не столь мощное, как у БМД-4М) вооружение огневой поддержки — два 7,62-миллиметровых пулемета. Один курсовой, другой — кругового обстрела. Последний расположен на крыше у командирского люка.

Боевые машины десанта: на чем воюют в зоне СВОРабочее место механика-водителя Ракушки аналогично БМД-4М. Вместо руля — штурвал. Рядом рычаг четырехступенчатой полуавтоматической коробки передач.

Рабочее место механика-водителя Ракушки аналогично БМД-4М. Вместо руля — штурвал. Рядом рычаг четырехступенчатой полуавтоматической коробки передач.

Ракушка и БМД-4М дополняют друг друга. За одной машиной — вместительность, за другой — огневая мощь.

Нона-СМ: одна на смену трем

Машина 2С9–1М Нона-СМ — блистательное воплощение идеи заменить десантникам самодвижущуюся пушку, буксируемые гаубицу и миномет одной самоходной артустановкой.

В основе САУ — шасси гусеничного бронетранспортера БТР-Д (на базе БМП-1) советской разработки.

У машины алюминиевый корпус, гидропневматическая подвеска, водоходный движитель.

Силовая установка — шестицилиндровый дизель 5Д20 в паре с механической 4-ступенчатой коробкой передач.

Боевые машины десанта: на чем воюют в зоне СВОМощное универсальное орудие, боекомплект и шасси САУ Нона весят 8,8 тонны, что отличный показатель для авиадесантируемой машины.

Мощное универсальное орудие, боекомплект и шасси САУ Нона весят 8,8 тонны, что отличный показатель для авиадесантируемой машины.

Но самое интересное находится в башне — нарезное 120-миллиметровое полуавтоматическое орудие 2А51М.

По сути это артиллерийская система, совмещающая функции пушки, гаубицы и миномета. То есть универсальное средство огневой поддержки десантников на поле боя.

Орудие оснащено пневматическим механизмом досылания зарядов, особо востребованным при больших углах подъема ствола. Скорострельность 2А51М составляет до 10 выстрелов в минуту.

Дальность зависит от типа боеприпаса. А их специально для этого орудия создано великое множество.

Боевые машины десанта: на чем воюют в зоне СВОСАУ Нона способна не только стрелять из орудия, но и преодолевать водные преграды.

САУ Нона способна не только стрелять из орудия, но и преодолевать водные преграды.

Осколочно-фугасные и зажигательные мины способны поражать цели на дистанции от 450 м до 7,1 км. Дальность действия осколочно-фугасных и термобарических снарядов — до 8,8 км, активно-реактивных снарядов — до 12,8 км, управляемых снарядов и мин — до 12 км, кумулятивных — до километра, кассетных — до 8 км.

Кроме того, орудие может стрелять не только отечественными боеприпасами, но и снарядами и минами зарубежного производства, что позволяет десантникам в глубоком тылу использовать склады противника.

Характеристики боевых машин ВДВ

БМД-4М

БТР-МДМ Ракушка

Нона-СМ 2С9–1М

Общие данные

Размеры, мм: длина/ширина/высота

6100/3150/2227

6085/3150/2630

6020/2630/2300

Дорожный просвет, мм

изменяемый 130 — 530

изменяемый 130–530

изменяемый 100–450

Число мест: экипаж+десант, чел

3+4 (5)

2+13

4

Масса, кг

14000

13200

8800

Максимальная скорость, км/ч

на плаву, км/ч

70

10

70

10

60

9

Запас хода, км:

по шоссе

500

500

500

Двигатель

Тип

дизельный многотопливный

Модель

УТД-29

УТД-29

5Д20

Мощность, л.с.

500

500

240

Подвеска

гидропневматическая

Бронирование

катаная алюминиевая броня

Вооружение

тип / калибр, мм

орудие-пусковая установка 2А70 / 100, автоматическая пушка 2А72 / 30,

пулемет ПКТМ / 7,62 

2 пулемета (дистанционно управляемый и курсовой) ПКТМ / 7,62

пушка-гаубица миномет 2А51М / 120 мм

боекомплект

34 выстрела + 4 ПТУР, 500 снарядов, 2000 патронов

4000 патронов

40 выстрелов

  • О БМП, участвующих в СВО, читайте тут.
  • «За рулем» теперь можно читать в Телеграм.

Фото: Вадим Крючков и Минобороны РФ

Оцените статью
Добавить комментарий