10 версий ГАЗ-3102, которые мало кто видел

10 малоизвестных моделей легенды советского автопрома – ГАЗ-3102. Престижные номенклатурные автомобили, изъятые из общего доступа, о них мало кто знал, еще меньше тех, кто видел воочию, и тем более владел. Фавориты номенклатурных владельцев, статусных пользователей, власть имущих автомобилистов.

«Волга» для «особенных» граждан

10 версий ГАЗ-3102, которые мало кто видел

ГАЗ-3102 – продукция славно известного в СССР Горьковского автозавода. Судьбою ему было предначертано стать приемником массово выпускаемого двадцать лет подряд (1966-186 гг.) серийного авто массового производства ГАЗ-24. Вот только массовой эта комфортная во всех смыслах «Волга» так и не стала и в свободную продажу не пошла. Ей предстояла другая участь – стать машинной избранной прослойки советского общества. Автомобиль сходил с конвейера мелкими партиями (до 3 тыс. в год), сразу отбывая в чиновничьи гаражи.

[info]На заметку! 

Авто предназначалось узкому кругу пользователей – директорам заводов, руководителям предприятий, научных институтов, генералам…[/info]

ГАЗ-3102 – символ советской номенклатуры, причем только седан, преимущественно иссиня-черного цвета. Лаконичный дизайн вторил североамериканским «хищным» образцам и европейской «обтекаемости. На модифицированную «Волгу» впервые начали устанавливать четырехпоршневые передние тормоза (дисковые), радиальные шины (205/70 R14 размерности). В экстерьере авто можно было уловить шик Volvo 700-й серии, сдержанность Audi 100 C2, мощность Mercedes. И все же никакой прямого заимствования не было – только актуальные тенденции мирового автопрома с обилием хромированной отделки.

Неизвестные модели

10 версий ГАЗ-3102, которые мало кто видел

ГАЗ-3102 – автомобиль-рекордсмен по продолжительности выпуска. За без малого 27 лет авто пережило множество инновационных модификаций, пережив распад СССР. В общей сложности по дорогам страны, а затем и постсоветского пространства, колесило порядка 156 тыс. ГАЗ-3102. Из которых в первоначальной комплектации (период с 1981-го по 1992-й год) 27 тыс. Хотя первая эволюционная модификация ГАЗ-24 (основы) с мощным мотором в 195 лошадиных сил объемом в 5,5 л и даже с автоматической коробкой передач была выпущена еще в 1973г. Новая перспективная модель в старом кузове под индексом ГАЗ-3101 «играла» лаконично-строгими линиями. В ней было масса комфортных новинок: установлена лицензионная английская тормозная система, германские оптические блоки передних фар. Внутренний интерьер салона поражал неискушенных советских автолюбителей абсолютной новинкой – ортопедическими креслами (!) – раздельными. Вот только повышенная шумность и чувствительная неустойчивость на больших скоростях не устраивала руководителей спецслужб, а машина предназначалась именно для них.

В процессе поиска и дозволенного советским руководством рестайлингом по сути неизменной силовой конструкции кузова без «расточительного» (по мнению министерства автомобильной промышленности) переоборудования производства и закупки иностранных автокомпонентов, был создан оригинальный «универсал» ГАЗ-31022 с барабанными передними и задними тормозами, механической 4-ступенчатой коробкой передач, винтовой пружиной передней подвески, рядным расположением цилиндров. Но век его продлился крайне недолго – в 1973-м автомобильный рынок «рухнул», госзаказ в нужных объемах не поступил.

В 1981-м появилась комфортная парадно-разъездная кабриолет-модель для высшего офицерского состава страны с широкой регулированной поперечной ручкой в центре салона, стойкой со сдвоенными микрофонами с функцией индикаторного включения, с телескопическими антеннами на задних крыльях, радиостанцией в багажнике. Некоторые версии модели учитывали схем правого переднего сиденья. Увы, «Волга» исчезла также быстро, как и появилась.

[info]На заметку! 

Армейская парадная «Волга» вновь появляется на военных парадах в качестве действующего ретро-авто.[/info]

В 1984 г. очередная попытка выпуска новой модели мощностью в 160 лошадиных сил, с 8-цилиндровым двигателем змз, и присвоенным по новому ГОСТу индексом ГАЗ-4106 – рестайлинг «Чайки» и «Волги». Машина обзавелась дисковыми тормозами задних колес, «квадратизированным» кузовом и капотом, объединенным массивной решеткой фальшрадиатора. Экстерьерные линии нарочито «рубленые» – под парадный официоз. Единичные экземпляры так и не стали серийными, даже условно.

В 1988 Научный автомоторный институт явил на суд авто-министерству «Волгу» условно представительского класса с обрезанным кузовом «универсал», с вертикальным наклоном задних стекол (как у американского Кадиллак Девиль). Высокое начальство машину раскритиковало, но ее и сейчас можно увидеть на автодорогах – в 2002-м модель родилась вторично в фирме «Самотлор-НН» (нижегородской компании).

В 1995-м НАМИ вновь попытался ангажировать незанятую нишу представительского класса, представив модель «Волга-Кортеж» (ГАЗ-31029). Удлиненный в районе задней и центральной стойки (глухая вставка) автомобиль – по сути, полноценный лимузин с 402-м мотором под вытянутым капотом, с характерным «китовым усом» решетки радиатора, с дополнительным овальным окном за задними дверями. В двухтысячных единственный экземпляр предшественника президентского «Кортежа» переехал в частную коллекцию. Увидеть его маловероятно, как и услышать о подробностях внешнего экстерьера и внутреннего интерьерного обустройства.

В том же году была выпущена еще одна удивительно плавная разновидность ГАЗ-3102 – «Волга-Престиж» с округлыми выступами фар, с «купольной» радиаторной решеткой, с Х-образным соединением капота, крыла и бампера, со стеклопластиковыми панелями кузова (!), увеличенной колеей задних колес. Все двери были оборудованы электрическими стеклоподъемниками, боковые зеркала – приводом. Салон был оббит светлой кожей. И в ней стоял кондиционер.

Московский научно-технический центр «Сет» в конце 90-х выпустил малоизвестную сегодня тюнинг-версию ГАЗ-3102 мощностью в 150 лошадиных сил. С альтернативными блок-фарами немецкой фирмы Хелла, гидроусилителем руля ZF, дефлекторами обдува, с шинами марки Bridgestone, с охранной системой с центральным замком. Самое интересное, что была произведена не только замена отечественных комплектующих на импортные, но и досконально проработанная гильзовка (!) цилиндров. В салоне стояла финская торпеда с приборным щитком 3110, оригинальная пепельница на консоли… По сути, дороговизна в реалиях 90-х и сгубила серийный выпуск мощной модели.

ГАЗ

Интересную модель выпустила нижегородская автокомпания «АвтоСоюз», удлинив ГАЗ-2102 на 49,3 см. Полноценный лимузин с вставкой по центральной стойке (с дополнительным окном), разделительным опускающимся стеклом-перегородкой, усовершенствованным по западным аналогам телевизором с видеомагнитофоном (!), холодильником. Авто было куплено в первый же день своего появления на «Автотехсервис-95» – международной выставке.

Увы, столь перспективные модели ГАЗ-3102 с огромным потенциалом потребительского спроса, отличающиеся техническими новациями (прямоугольная передняя оптика, струйные форсунки для обмывания передних фар, электрический обогрев заднего стекла, вентилируемые передние дисковые тормоза) и смелыми, нестандартными решениями, не смогли найти место в серийном производстве. Что-то казалось излишне дорогим, что-то – чересчур комфортабельно-западным. Так или иначе, о них мало кто знает, и мало кто слышал. Но единичные оригинальные экземпляры максимально ценятся частными коллекционерами, а то и колесят в качестве рабочих безотказных лошадок по дорогам страны и зарубежья.

Оцените статью
Добавить комментарий