Виды высоковольтных проводов зажигания и их диагностика

Содержание

Автомобильная система зажигания состоит из 3-х элементов: катушки, проводников и свечей, которые воспламеняют топливно-воздушную смесь. Высоковольтные провода должны выдерживать напряжение 25-50 кВ, быть устойчивыми к коррозии и работать в широком диапазоне температур.

.wpremark—mPWp{background-color:#fff68f;border:4px solid #6969b3;padding:10px;margin:10px 0px;border-radius:5px}.wpremark—mPWp .wpremark-icon{color:#6969b3;width:48px;flex:0 0 auto;max-width:100%;max-height:48px;margin-right:16px;align-self:center}.wpremark—mPWp .wpremark-title{color:#333333;font-weight:bold;font-style:italic;font-size:18px;line-height:2}.wpremark—mPWp .wpremark-content{font-size:16px}

… о функции высоковольтных проводов

Чтобы предупредить проблемы с запуском, нужно не только правильно выбрать  провода зажигания, но и регулярно проверять их работоспособность.

Классификация проводов зажигания

Провода для автомобилей классифицируются по напряжению пробоя, материалу сердечника и изоляции. Характеристики центральной части жилы влияют на электросопротивление кабеля, а изолирующей прослойки — на срок службы детали.

Высоковольтные провода зажигания
Высоковольтные провода зажигания.

По типу проводников

Для передачи электрического импульса от катушки зажигания к свечам используют такие типы проводов:

  1. С медной жилой. Такая сердцевина отличается хорошей электропроводимостью. Ее удельное сопротивление — 0,2 кОм. Для подавления помех, которые возникают при прохождении тока, применяют дополнительные резисторы. Их устанавливают в цепь до и после кабеля. Оцинкованная жила заключена в 2 слоя изоляции.
  2. С неметаллическим сердечником. Такие элементы имеют распределенное сопротивление — кремниевое покрытие. Сердечник провода состоит из внутренней силиконовой изоляции, оплетенной льняной, кевларовой или стеклянной нитью. На поверхность неметаллического волокна нанесен графит, который и служит проводником электрического тока.
  3. С индуктивным сопротивлением. Такой элемент состоит из ферромагнитной жилы, стальной оплетки и двухслойной изоляции, которая предупреждает утечку тока и коррозию металлической сердцевины. Внутри сердечника находится стекловолокно. Такой кабель может называться реактивным, т.к. его электросопротивление зависит от частоты оборотов.

Некоторые проводники имеют токопроводящую жилу из пластика, наполненного металлическими частицами. Их нормальное удельное сопротивление составляет 2-4 Ом/м, поэтому они требуют установки дополнительного резистора.

По материалу изоляции

Изоляцию делают из следующих материалов:

  • поливинилхлорида (ПВХ);
  • силикона;
  • стекловолокна;
  • металлической навивки;
  • прорезиненного силикона.

Каждый из них имеет преимущества. Например, стекловолокно устойчиво к механическому воздействию, а силикон — к высоковольтному напряжению. Большинство элементов имеют многослойную защиту.

Какую функцию выполняют провода зажигания

Проводники необходимы для передачи тока высокого напряжения от катушки зажигания на электроды свечей. Аккумулятор подает на первичную обмотку напряжение сети автомобиля (12 В).

Когда подача электричества прекращается прерывателем, на вторичной обмотке генерируется ток 25-50 кВ, который поступает в систему зажигания. Между кабелем и катушкой находится механический или электронный распределитель, который регулирует подачу искры в цилиндры и зажигание топливно-воздушной смеси.

Расположение высоковольтных проводов

Высоковольтные элементы располагаются между трамблерами (распределителями зажигания) и цилиндрами, в каждый из которых установлено по 1 свече.

высоковольтные провода зажигания в автомобиле
Провода зажигания передают ток высокого напряжения от катушки зажигания на электроды свечей.

Характеристики проводников

Характеристики высоковольтных элементов определяются длиной и материалом сердечника. При покупке комплекта рекомендуется проверить его подлинность, чтобы избежать внепланового ремонта автомобиля.

Материалы изготовления

Провода высокого напряжения могут быть изготовлены из ферромагнитного сплава, меди или неметаллических нитей, покрытых графитом. Выбор кабеля зависит от характеристик электросистемы автомобиля.

При замене элемента можно руководствоваться рекомендациями из сервисной книжки или нормальным сопротивлением провода, который был установлен ранее.

Длина проводов

Длина элементов напряжения зависит от модели автомобиля. Кабели, которые подсоединяются к разным цилиндрам, имеют неодинаковую длину. Размер самого длинного элемента, который подходит к первому гнезду трамблера и первому цилиндру, составляет 36-81 см. Самый короткий элемент, который подходит к 4-6 цилиндру, имеет длину 11-22 см.

Подобрать нужный размер можно по описанию модели и марки автомобиля или по длине уже установленного проводника.

Проверка подлинности изделия

Чтобы проверить подлинность изделия, необходимо:

  • изучить упаковку и провода (на них должна быть информация о производителе, условиях эксплуатации и составе);
  • оценить правильность написания названия марки и инструкции (характерная ошибка — слово «silicon» вместо «silicone»);
  • осмотреть элементы, оценить качество исполнения и плотность фиксации колпачков;
  • плотно скрутить провод (деталь не должна хрустеть, а центральная жила — смещаться относительно слоя изоляции);
  • если возможно, попробовать оплавить внешнюю изоляцию зажигалкой (защитный слой не должен плавиться).

Достоинства и недостатки: как выбрать

Вне зависимости от материала и производителя высоковольтные проводники должны отвечать следующим критериям:

  • токопроводящие кабели работают без сбоев в диапазоне -50…+250°С;
  • внешняя защита (оболочка) надежно предохраняет внутреннюю жилу от попадания влаги, масла и топлива, нет признаков нарушения контакта и коррозии;
  • отсутствует утечка тока;
  • колпачки установлены плотно, снимаются с усилием (эти элементы изготавливаются из силикона и могут содержать резистор или металлический экран);
  • контакты надежно закреплены на жиле, крепко фиксируют провод к свече зажигания.

Преимущества и недостатки высоковольтных проводников в зависимости от материала

Тип кабеля Преимущества Недостатки
Медный Доступность, возможность самостоятельного изготовления Необходимость установки дополнительных резисторов
Неметаллический (с графитовым напылением) Высокая надежность, наличие распределенного сопротивления Ухудшение проводимости при длительном воздействии вибрации и перепадов температур
С ферромагнитным сердечником Подстройка в зависимости от режима работы автомобиля Высокая цена

Оптимальный вариант — проводник с неметаллической жилой. Медные элементы часто используют в качестве временной замены в пути.

Некоторые особенности

Для бесперебойной работы высоковольтных проводов необходимо знать нюансы их эксплуатации.

Провода нулевого сопротивления

Некоторые водители отдают предпочтение медным проводам «нулевого сопротивления». Благодаря низкому удельному параметру повышается мощность проходящей искры, что улучшает работу двигателя в режиме пуска.

При этом сокращается время горения искры, что отрицательно влияет на полноту сгорания топлива, а также срок службы катушки и свечей.

Клеммы высоковольтных проводов

Клемма — это фиксирующий элемент, который обеспечивает плотный контакт провода со свечой. Поскольку это место уязвимо к нагрузкам и коррозии, его защищают силиконовым колпачком.

Срок службы и частота замены

Срок эксплуатации проводов зависит от режима работы двигателя и регулярности поездок. Производители автомобилей рекомендуют менять проводящий элемент раз в 50-100 тыс. км пути, но необходимость покупки детали можно определять по результатам проверки.

Выход проводов зажигания из строя

Снижение проводимости кабелей или другие неполадки в системе зажигания приводят к неполному сгоранию топлива, повышенному потреблению бензина и повышению токсичности выхлопа. При появлении признаков поломки нужно провести тест с мультиметром.

[embedded content]

Причины появления неисправностей

Причиной поломок проводов становятся:

  • нарушение изоляции;
  • некачественный проводящий или защитный слой;
  • отслоение жилы;
  • коррозия;
  • повреждение колпачка, провода или контактов.

Признаки поломки

К симптомам неполадок высоковольтных кабелей относят:

  • медленное зажигание;
  • проблемы с запуском двигателя;
  • запах озона под капотом;
  • повышение расхода топлива;
  • «троение» мотора, прекращение работы на высоких оборотах;
  • движение машины рывками;
  • появление открытой искры.

Проверка элементов

Порядок проверки проводов зажигания:

  1. Открыть капот и визуально оценить состояние системы в процессе работы двигателя. В темном помещении сильные пробои тока можно увидеть без специального оборудования. Прикасаться к кабелям при работающем моторе запрещено.
  2. Заглушить двигатель. Подготовить мультиметр, резиновые перчатки, небольшие кусочки бумаги с отметками для маркировки кабелей.
  3. Отсоединить провода от цилиндров в последовательности «1-3-4-2», снять с трамблеров. Очистить от грязи и масла.
  4. Осмотреть поверхность и контакты. При отсутствии видимых повреждений подключить к контактам щупы мультиметра, измерить сопротивление. Значение выше 10 кОм свидетельствует о неисправности.

Прозвонить провода можно методом поднесения к корпусу автомобиля.

Как провести экстренный ремонт проводов

Экстренный ремонт можно провести методом вставки донорского кабеля между наконечниками старого. Если поломка произошла в пути, то лучше временно заменить весь комплект запасными проводами с низким электросопротивлением.

[embedded content]

Замена проводки своими руками

Для самостоятельной замены потребуется набор проводников высокого напряжения, резиновые перчатки, фотоаппарат (для фиксации схемы расположения). Подключение новых элементов происходит в следующем порядке:

  • к выводу трамблера и 1 цилиндру;
  • к нижнему наконечнику и 3 цилиндру;
  • к 4 цилиндру;
  • к 2 цилиндру;
  • центральный — к катушке.
Для упрощения фиксации нужно обработать посадочные места силиконовой смазкой. Надевать колпачок следует до щелчка.

Лучшие бренды-аналоги

В рейтинг производителей проводки входят компании NGK, Bosch, Bautler, Finwhale и Cargen. Хорошие оценки пользователей получают наборы от Beru, Tesla, Kross, Slon и Bremi.

NGK

Японская компания NGK — один из основных производителей систем зажигания. Он выпускает провода с резистором и распределенным сопротивлением. Элементы надежно защищены от загрязнений и хорошо фиксируются, но работают всего 1-2 года.

провода зажигания NGK
Самые распространенные на рынке — провода зажигания NGK.

Beru

Немецкий производитель Beru поставляет на рынок медные и стекловолоконные провода для различных марок автомобилей. Изделия работают до 5 лет и нечувствительны к коррозии, но могут давать пробой из-за тонкой изоляции.

провода зажигания Beru
К плюсам проводов зажигания Beru следует отнести их нечувствительность к коррозии.

Bosch

Немецкие провода Bosch производят из меди или стекловолокна с графитом. Комплект прослужит водителю не менее 2-3 лет. Силиконовый наконечник не допускает попадания влаги и пробоя.

провода зажигания Bosch
Срок службы проводов зажигания Bosch 2-3 года.

Cargen

Продукция российского производителя Cargen отличается хорошей передачей тока, невысокой ценой и стабильностью в работе. Главный недостаток — недостаточно плотная фиксация колпачков. Срок эксплуатации составляет до 3 лет.

провода зажигания Cargen
Провода зажигания Cargen отличает хорошая передача тока.

Kross

Компания из Кореи поставляет провода для азиатских автомобилей и вторичного рынка. Преимущества комплектов Kross — доступная цена и стабильная работа двигателя. К недостаткам относят непрочную изоляцию и плохую фиксацию колпачков.

провода Kross
Провода зажигания Kross при доступной цене обеспечивают стабильную работу двигателя.

Bautler

Английские провода Bautler имеют стекловолоконную жилу, заключенную в волокна из нержавеющей стали. Для минимальных потерь тока контакты выполняют из меди. Снаружи провод защищен каучуком, а контакты — никелем. Срок службы изделий — до 4 лет.

 Bautler
Контакты проводов зажигания Bautler защищены никелем.

Finwhale

Швейцарские провода Finwhale имеют качественные комплектующие, которые обеспечивают стабильную работу мотора. Их сердечник выполнен из кевларовой нити с графитом, а изоляция — из 2 слоев силикона. Компания выпускает 2 серии кабелей: на 1,1 и 5,6 кОм/м.

провода зажигания Finwhale
Компания Finwhale выпускает провода на 1,1 и 5,6 кОм/м.

Источник: gdetoplivo.ru

Оцените статью
Добавить комментарий