Эффективность работы бензинового двигателя внутреннего сгорания обусловлена своевременным зажиганием горючей смеси, находящейся в цилиндре. За этот процесс отвечает система воспламенения. В конструкции некоторых силовых агрегатов предусмотрена настройка оптимального момента образования искры для получения максимальной отдачи крутящего момента. Выставить угол опережения зажигания можно самостоятельно, зная принцип функционирования двигателя и особенности его конструкции.
Что такое УОЗ
Угол опережения зажигания (УОЗ) — положение поршневой группы при такте сжатия в момент образования импульса, воспламеняющего горючее. Параметр выражен в градусах, начальный отсчёт ведётся от верхней мёртвой точки (ВМТ). Химические и физические процессы, происходящие в момент сжигания топлива, обуславливают более раннее поджигание смеси. Задержка во времени необходима для обеспечения полного сгорания горючего, когда поршневая группа находится в ВМТ. Только в этом случае давление сгоревшей жидкости будет расходоваться наиболее эффективно.
Возможность регулировать угол реализована на четырехтактных двигателях внутреннего сгорания устаревшей конструкции. На новых моделях такую систему воспламенения не используют, но на дорогах ещё много автомобилей для которых необходима регулировка УОЗ. Выставляют угол поворотом прерывателя-распределителя, называемым автомобилистами трамблёром. Механизм отвечает за подачу низковольтного импульса на катушку зажигания и распределение инициирующего разряда по соответствующим свечам.
Признаки сбитого УОЗ
Нарушение работы системы воспламенения, выраженное в раннем или позднем зажигании, ощутимо влияет на мощностные и экономичные показатели ДВС. Ряд признаков сбитого угла указывает, что топливная смесь загорается в неподходящий момент:
- Снижение мощности и приемистости, двигатель неспособен обеспечить быстрое ускорение.
- Увеличение расхода горючего.
- Затруднённый запуск мотора.
- Нестабильные холостые обороты.
- Перегрев двигателя.
Опытные автомобилисты по звуку работающего мотора могут определить, что система зажигания нуждается в корректировке. На раннее воспламенение указывает нестабильная работа двигателя, сопровождающаяся повышенной вибрацией и металлическим звонким звуком, исходящим от блока цилиндров. Позднее зажигание сопровождается снижением мощности, перегревом и образованием коксовых отложений в двигателе.
[info]К сведению!
Признаки неправильно выставленного УОЗ могут быть вызваны и другими причинами. При появлении проблемы необходима комплексная диагностика силового агрегата.[/info]
Причины неисправности
Угол воспламенения может сбиться по многим причинам. Проблемы в настройке индивидуальны. Они зависят от типа двигателя и особенностей конструкции системы зажигания. Наиболее распространённые причины:
- Ослабленное крепление трамблёра. Узел крепят одним болтом, который от вибрации и перепадов температуры может открутиться.
- Неправильная установка прерывателя-распределителя. После снятия механизма потребуется точная его настройка, даже когда двигатель работает стабильно.
- Чрезмерная выработка или ослабление механизма разрыва контакта. В этом случае образование искры будет происходить не в оптимальный момент.
- Повреждённая проводка или неплотные контакты. Перебой в питании нарушит стабильную работу системы зажигания.
- Износ трамблёра. Чрезмерный люфт в подшипниковых узлах приводит к раннему или позднему образованию искры.
К сбоям в работе зажигания приводит отказ катушки. Она визуально сохраняет целостность и обеспечивает стабильное воспламенение, но при нагреве её характеристики могут меняться, что приводит к отказу. В электронной системе на своевременное образование искры влияет работоспособность датчиков температуры и угла поворота коленвала. При наличии сбоя в их показаниях блок управления двигателем будет неправильно подавать воспламеняющие импульсы.
Последствия неправильного УОЗ
Некорректно выставленный угол негативно влияет на ДВС и его межремонтный ресурс. Правильно выставленный УОЗ обеспечивает выдачу силовой установкой максимального крутящего момента при наименьшем сжигании горючего. Когда воспламеняющий импульс образуется раньше, расширяющиеся газы будут противодействовать поршню, поднимающемуся в ВМТ. Это вызывает интенсивный износ цилиндропоршневой группы (ЦПГ).
При поздней настройке топливная смесь загорается, когда поршень прошёл ВМТ и начал перемещаться вниз. В этом случае высвобождающаяся энергия топлива «догоняет» ЦПГ, затем горящая смесь попадает в выпуск и не совершает полезную работу. Запоздавшее сгорание происходит в условиях увеличения объема в цилиндре мотора. Нарушается сам процесс горения топливно-воздушной смеси, которая догорает во время рабочего хода поршня, что сказывается на потере мощности, снижении экономичности и появлении маслянистых отложений.
[good]К сведению!
Позднее зажигание сопровождается характерными хлопками, которые происходят в выпускном коллекторе или выхлопной трубе.[/good]
Как определить угол опережения?
Каким должен быть угол зажигания, рассчитывают инженеры при проектировании силового агрегата. На УОЗ непосредственно влияет амплитуда движения кривошипно-шатунного механизма. Чем она больше, тем раньше нужно установить УОЗ, чтобы пик оптимального давления был как можно ближе к нужной точке.
Кроме того, на определение оптимального угла оказывает влияние температура охлаждающей жидкости и смеси горючего с воздухом. Чем холоднее двигатель, тем медленнее горение (быстрота химического превращения). В этом случае угол выставляют несколько раньше. Для удобства настройки, оптимальный угол поворота коленвала нанесен на ременном шкиве.
Настройка УОЗ
Для выставления угла потребуется гаечный ключ, чтобы открутить крепление трамблёра, вороток для вращения коленвала и свечу зажигания. Последовательность выполнения работы:
- Двигатель глушат, машину фиксируют ручным тормозом или подкладывают под колёса фиксаторы. Переключатель скоростей оставляют в нейтральном положении.
- Устанавливают поршень 1 или 4 цилиндра в ВМТ при такте сжатия, вращая коленвал за гайку крепления ременного шкива по часовой стрелке.
- Совмещают метку на торце диска с отметкой нулевого градуса опережения зажигания.
- Ослабляют крепление трамблёра. Вращая узел, добиваются появления искры. Процедуру повторяют несколько раз, после чего фиксируют механизм в положении образования воспламеняющего импульса.
Проверить правильно ли удалось выставить можно на скорости. Для этого при достижении автомобилем 45 км/ч включают 4 передачу и начинают ускорение. При оптимальной настройке появится «звон пальцев», который исчезнет через несколько секунд. Постоянный детонационный стук свидетельствует о слишком раннем зажигании. В этом случае корректируют настройку, проворачивая трамблер в «минус» на одно деление. При отсутствии детонации необходимо осуществить поворот в «плюс».
Отрегулировать УОЗ получится для карбюраторных двигателей. Если обнаружился сбой в системе зажигания инжекторного мотора, процедуру настройки лучше выполнять в сервисном центре. Вмешательство в работу электроники чревато отказом блока управления.