Путешествие в Крым осенью 2015 на машине

В 2015 году снова захотелось поехать в Крым проведать по пути всех родственников и заодно посмотреть достопримечательности, которые пропустили в предыдущей поездке три года назад.

Чуфут-Кале в крыму

Маршрут был спланирован заранее, Новосибирск — Варгаши — Самара — Азов — Керчь, по дороге где получалось, останавливались отдыхать у родственников.

Вещей, как всегда, набрали много — весь багажник был забит, но уже половину раздали подарками по дороге до Крыма, теплую одежду тоже брали и, как оказалось, очень пригодилась на обратном пути.

И вот утром в 6 часов выехали из Новосиба, скорость была приличной 110 — 140 км/ч. За Омском с трассы М51 повернули на север, на трассу Р402 Тюкалинск — Ишим, чтобы объехать Казахстан с севера.

дорога в крым за омском

До Абатского дорога нормальная, а вот в самом Абатском четыре ремонта трассы подряд, со светофорами, причем ремонт капитальный с полным сносом до основания одной полосы.

путешествие в крым ремонт дороги

Так как попали туда в час пик (около 5 вечера), то вся дорога была забита трейлерами. Ограждения полосы только конусами и поэтому слететь в полутораметровую яму очень легко, особенно в темноте.

Потеряли в этой пробке около двух часов. Зато после, в районе Бердюжье — Ишим на месте бывшего болота и постоянных волн на покрытии, сейчас практически идеальная трасса. Там и пытались нагнать потерянное в пробках время.

трасса бердюжье - ишим

К Варгашам подъехали уже ночью, около 23:00, родственники нас уже потеряли.

На следующий день, поехали дальше в 8 утра. До Челябинска дошли быстро по М-51, по объездной объехали город и после развязки уже по трассе М5 (по 3 полосы в каждую сторону, скорость до 150) обошли многие попутные трейлеры. Урал прошли без особых задержек, пробок не было, в Симе немного на светофоре постояли из-за ремонта.

трасса м-51

Мимо Уфы прошли с юга по трассе, двинули сразу дальше до Самары (еще около 500 км). Дороги на этом участке были лучше среднего, конечно, попадаются и плохие участки, но мало. Добрались до дома около 12 ночи и завалились спать.

Три дня отдыхали в Самаре. Съездили в Тольятти к друзьям, гуляли по набережной.

набережная в самаре

памятник князю засекину в самаре
памятник князю засекину в самаре

Хорошенько отдохнув выдвинулись дальше. По знакомой дороге объехали Самару и Тольятти, по трассе М5 и далее через Сызрань по трассе Р228 на Саратов.

На подъезде Жигулевску остановили ДПСники и полчаса разводили на подышать в трубочку. Соглашался на все, так они сами сдались, да и я чувствовал себя уверенно, а посмотрел в зеркало и понял — все глаза красные (будто пьянствовал всю ночь).

трасса р228

После Саратова по объездной на Волгоград, за Волгоградом на трассе А260 уже в темноте нашли тот же мотель (в районе Суровикино), в котором останавливались в 2012 году, двухместный номер с душем и туалетом всего за 1500 руб.

Дороги по трассе отличные, под Саратовом похуже, трафик к концу сентября уже значительно снижается.

Из мотеля выехали в 8 утра.  Ехали почти до Каменск-Шахтинска, затем повернули на юг по трассе М4, до Ростова добрались быстро, заехали в город к родственникам на пару часов.

трасса а-260

Потом кое-как через пробки выбрались из города на юг, повернули на Азов к друзьям в гости.

С утра снова в путь, через Староминскую, Тимашевск и Темрюк на переправу. По дороге заправлялся два раза до полного бака по цене 32,6 руб, в Крыму совсем другие цены на бензин. На переправе были в 16 часов, весь переход в Крым занял 2 часа от момента заезда в первый отстойник.

дорога в крым на пароме

Машин было немного, и все проходило довольно быстро, только регулировщик засунул нас на балкон, куда я на новой машине с непривычными пока габаритами с трудом залез.

дорога в крым паром

В Керчь прибыли около 18:30, поставили машину под окном, и начался наш отдых на море. Сразу уточню — квартира в Керчи своя собственная, поэтому расходов на жилье никаких серьезных не несли (ну, кроме содержания жилья).

дорога в крым керчь

Долгожданный отдых на море, прогулки по городу. Керчь город красивый и древний (около 2,5 тысяч лет), для меня практически родной. Есть что посмотреть — гора Митридат, Пантикапей, Аджимушкайские каменоломни, крепость Еникале, древние городища, Царский курган, крепость Керчь и многое другое.

Царский курган

путешествие в крым Царский курган

Царский курган — древнее захоронение одного из боспорских царей. Построен в 4-м веке до нашей эры. Представляет из себя каменный склеп в холме высотой 17 метров.

Конструкция кургана уникальна и нигде более не встречается. Входной тоннель — дромос, сознательно выполнен с искажением стен у основания, для создания оптической иллюзии при входе и выходе из него. GPS координаты: 36.52594,45.373912

керчь городской пляж

Городской пляж.

азовское море пляж на маяке

Азовское море — пляж на маяке. Народу почти нет, сервиса никакого, кругом мусор. Любимый пляж жены, так  как все время есть волны.

дорога в крым крепость еникале

Крепость Еникале — турецкая крепость, ориентировочно 1699-1706 года постройки. Занимала важную стратегическую позицию, благодаря расположению в самой узкой части Керченского пролива, где его ширина всего 4 км и таким образом контролировала проход судов между Черным и Азовским морями.

Помимо этого, крепость Ени-Кале служила в качестве резиденции турецкого паши. GPS координаты: 36.60271,45.350607.

дорога в крым на митридате

Постройка моста идет полным ходом. это видно из крепости.

дорога в крым керченский мост

Крепость Керчь, построенная к 1877-1878 годам, в 4 километрах южнее города Керчь, для обороны пролива между Черным и Азовским морями. Является единственной хорошо сохранившейся крепостью в Крыму.

Основная часть фортификационных сооружений для маскировки выполнена под землей. Несмотря на наличии схем и карт, в крепости огромное количество до сих пор неисследованных подземных ходов и помещений, назначение которых неясно, и посещение которых самостоятельно может представлять опасность.

До недавнего времени, в некоторых помещениях хранились боеприпасы еще со времен ВОВ, а некоторые помещения были заминированы.

крепость керчь

До 2003 года в северной части крепости размещался гарнизон украинских вооруженных сил. В настоящее время на территории крепости организован музей. GPS координаты: 36.475508,45.310714.

Погода для конца сентября была просто отличная — настоящее «бабье лето». Температура 23-28, да и дождей особо не было. Купались несколько раз. За это время съездили на экскурсии по Крыму на два дня.

Решили поехать в Бахчисарай. Утром в Керчи был туман, а перед Феодосией уже и дождь, хорошо, что быстро закончился. В Феодосии жену оштрафовали на 500 руб. за превышение скорости в черте города, причем тульские ДПСники, оказывается, работают в Крыму по вахтам в командировках по месяцу. Заехали на коньячный завод в Коктебель, у фирменного магазина пришлось подождать открытия до 10 часов.

дорога в крым коктебель завод

В магазине выбор коктебельского коньяка небольшой, а вот других марок много, да и цены уж очень удивляют — 5-летний 0,5 л под 800 руб.! Раз приехали — так уж взял и по такой цене.

трасса р-29

По дороге Р-29 заехали в Солнечную долину, главное не пропустить указатель на поворот, там всегда фотографируются на фоне живописных скал. Перед поворотом всегда стоит машина, с которой продают вина (Массандра, Солнечная долина, Судак и т.д.) с хорошей скидкой.

Качество проверено, брали в этом месте уже четвертый раз и в фирменных бутылках «Фестивальное», «Черный доктор» и разливное в пластике. В Солнечной долине взяли еще вина в фирменном магазине на центральной улице, разливное, к сожалению, в пластике уже не продают — запретили!

дорога в крым солнечная долина

Перед поселком Малореченское машину оставили на стоянке, сами пошли в храм-маяк Святого Николая (44°45.385′, 34°33.935′) и потом в музей катастроф на водах (под храмом) — понравилось все, довольно интересно, да и атмосфера создана неплохо.

храм-маяк Святого Николая

Перед Алуштой начался уже нормальный серпантин, скорость там 30-50 км, хотя местные умудряются обгонять на таких поворотах. Но так как уже конец сентября, машин было совсем мало.

В Алуште повернули на Симферополь и затем далее до Бахчисарая. В связи с проходившим в этот день мусульманским праздником Курбан-байрам в Крыму 24.09 — выходной день, подумали, что никто не работает. Однако работало все в туристической отрасли.

Заехали в Бахчисарай, в ханском дворце были на экскурсии в прошлый раз (2012 год), проехали дальше, машину оставили на бесплатной стоянке перед подъемом к Успенскому монастырю и пошли на экскурсию в Чуфут-Кале.

дорога в крым Крымская Лавра

В монастырь заходить не стали, времени уже не хватало, отдохнули только перед входом. Успенский пещерный монастырь (Крымская Лавра) был основан византийскими монахами-иконопочитателями ориентировочно в 8-м веке нашей эры. Монастырь расположен в 2 километрах от Бахчисарая, в ущелье Марьям-Дере. GPS координаты: 33.9102888, 44.7446911.

дорога в крым пещеры

Потом полезли дальше в гору до Чуфут-Кале. Не ожидали, что довольно высоко и долго придется лезь, выдохлись совсем с непривычки. Чуфут-Кале — пещерный город, который появился предположительно в V-VI веках нашей эры, как укреплённое поселение на границе византийских владений.

Центральная улица города до настоящего времени сохранилась почти в неизменном виде, были восстановлены ворота и некоторые храмы. GPS координаты: 33.9238071,44.7408809.

дорога в крым гора

Вид на вершине плато просто завораживает, подумали, что было бы интересно пожить там один-два дня, например в этой усадьбе историка-этнографа А. Фирковича.

дорога в крым усадьба Вид на вершине плато просто завораживает, подумали, что было бы интересно пожить там один-два дня, например в этой усадьбе историка-этнографа А.Фирковича.

Спустились с гор и, так как уже стемнело, решили доехать до крымской обсерватории — самая крупная обсерватория на юге. Находится в поселке Научный Бахчисарайского района. Экскурсии в обсерватории обычно проводятся в ночное время. GPS координаты: 34.0159464, 44.7277185.

По навигатору с трудом нашли, дорога местами разбита, представляет собой довольно извилистый серпантин, при отсутствии всякого освещения передвигаться по ней очень весело. Перед проходной оставили машину на стоянке, вежливая охрана нас пропустила и даже показали в какой стороне догнать экскурсионную группу.

Кое-как нашли в одной из башен по звуку разговоров. Удалось посмотреть в два серьезных телескопа и послушали пол-экскурсии, было интересно.

Вернувшись обратно в Бахчисарай, нашли гостиницу прямо на центральной улице (Мариамполь, ул. Ленина, 18а), большой частный дом, на первом этаже огромная общая кухня и 4 отдельных номера со всеми удобствами. Хозяева живут на верхнем этаже, стоянка на дороге под окнами.

Цена (2000) устроила, остановились там на ночь. Вечером пошли посмотреть в недавно открытый парк архитектуры Крыма, очень много экспонатов, интересно было посмотреть, особенно если 90% объектов видел сам и узнаешь сразу без подписей на табличках.

парк архитектуры крыма

На следующее утро поехали  в сторону Севастополя, решили посетить другой древний пещерный город. Мангуп или Мангуп-Кале, пещерный город в 20 километрах на восток от современного Севастополя, на плато горы Мангуп, высотой около 200 метров.

В древние времена (6-15 в.) город назывался Феодоро, и был столицей одноименного княжества, которое контролировало весь Юго-Западный Крым. Мангуп был самым крупным средневековым городом в этой части Крыма. GPS координаты: 33.7978506,44.5915368. Нашли поворот по навигатору, там небольшой поселок с гостиницей.

дорога в крым указатель на мангуп кале

Местные мужики предложили на Уазике в горы, но мы отказались. Проехали через поселок до конца, нашли будку с надписью «кассы» — все закрыто в 9 утра, в горы по дороге проехали пока смогли, потом встали на поляне.

Далее пошли пешком по тропинкам, через 45 минут поняли, что не готовы к такому штурму, да и вокруг ни души. Решили отложить посещение до следующего раза, запланированного времени явно не хватало, да и подготовиться надо было посерьезнее.

дорога в крым мангуп кале

На спуске встретили двух туристов из местного поселка, они двигались туда же и подтвердили, что мы были на правильном пути, только прошли примерно половину.

Заехали в Севастополь, покружив по центру и потолкавшись в неслабых пробках, посетили Собор Святого Владимира (Адмиралтейский) ул. Суворова, д. 3, 1888 год. Снаружи в стены северного и южного фасада вмонтированы мемориальные плиты с именами погребенных адмиралов М. П. Лазарева, В. А. Корнилова, В. И. Истомина, П. С. Нахимова. N044 36.625, E033 31.405.

Чтобы найти место для стоянки надо очень сильно постараться — встали посреди площади на островке безопасности (даже в Новосибирске в центре это намного проще). Представил, что здесь было летом в курортный сезон! Собор впечатляет своей монументальностью.

Херсонес Таврический

Дальше направились в Херсонес Таврический,в византийское время также назывался просто Херсон, — древний город, который был основан греками в 421 году до н.э. на юго-западном побережье Крыма, ул. Древняя д. 1, GPS координаты: 33.4943318,44.6131549 (N044 36.590, E033 29.575). Туристов очень много, несмотря на конец сезона, стоянка вся забита машинами.

дорога в крым собор в херсонесе

Взяли просто билеты, т.к. экскурсию надо было ждать еще полчаса. Полазили по руинам почти полтора часа.

Затем поехали в Балаклаву, цель — посещение базы ядерных подлодок. Балаклавская бухта — одна из уникальнейших бухт не только окрестностей Севастополя, но и всего Средиземноморья. Бухта фиордового типа и практически со всех сторон окружена горами.

дорога в крым балаклава

база подлодок в крыму

Это самый крупный военный объект из рассекреченных. GPS координаты: 33.5966957,44.5009974. Посетили музей с экскурсией, очень впечатляют масштабы сооружений. Экскурсия очень интересна и познавательна, рекомендуем посетить. Вышли из базы с другой стороны, там площадка с различной военной техникой.

Потом поехали на перевал по серпантину, перед самими воротами большой туристический рынок. Байдарские ворота находятся на одноименном перевале высотой 503 м.

дорога в крым байдарские ворота

Ворота возведены в 1848 году в честь окончания строительства старого автомобильного шоссе Ялта — Севастополь. GPS координаты: 33.7819076,44.4062779. Поднялись на сами ворота — виды очень красивые, внизу Воскресенская церковь и на берегу моря — Форос. Спустились с перевала чуть ниже, остановились на стоянке у церкви.

Воскресенская церковь н/п Форос — храм, сооруженный на одинокой отвесной Красной скале, на высоте 400 метров над уровнем моря, около 4 км от перевала Байдарские Ворота. Построена в 1892 г. в честь спасения царской семьи во время крушения поезда в 1888 году. Считается одной из самых живописных смотровых площадок Крыма. N044 24.265, E033 47.301.

дорога в крым виды

Дорога домой получилась немного длиннее, потому что отправились через Нижний Новгород. Выезду предстояли долгие сборы, упаковка вина и коньяка в неразумных количествах, сувениров и т. д. Закончив дела в Керчи, выехали в сторону дома в 7 часов утра. Так как машин было совсем мало, в отстойнике не стояли совсем — взяли билеты и сразу на паром.

дорога в крым паром в тамань

Паром ушел всего наполовину заполненным, вся переправа заняла 45 мин. Погода стояла отличная, солнечная и довольно тепло +15. К вечеру добрались до Камышина (1160 км), там была забронирована гостиница «Дмитриевская», ул. Мира, 59 (цена 2000, отличный номер и сервис).

Остановились на ночь и утром выехали в сторону Нижнего через Саранск. В Пензенской области и Мордовии погода стала резко портиться, значительно похолодало (до +3) и полдороги нас сопровождали сильные дожди.

дорога домой м-5

В Нижний добрались уже в 20 часов, остановились у родственников. Отдохнули, съездили в гости в пригород Нижнего. Температура упала до 0 С, и начал сыпаться мелкий снег.

8 октября выехали по трассе М-7 мимо Чебоксар, Казани, Елабуги, Набережных Челнов на Уфу около 9 утра. До Набережных Челнов все было нормально, в Челнах попали в сильный снегопад и на выезде из города застряли в пробке на два часа.

снег на м-7

Выпало около 15 см снега, а все на летней резине. В пробке столпилось огромное количество трейлеров.

пробка на трассе м-7

Вот здесь пришлось надеть на себя всю теплую одежду. Уже в темноте (не ночевать же на трассе) решились, как и некоторые другие, на штурм целины. Съехали с трассы (двоих снесло в сторону и завязли в снегу) и вдоль лесополосы по грунтовке и снегу прошли почти с километр, объезжая пробку.

Дальше выехали на трассу и далее два часа двигались со скоростью 20-40 км/час с дистанцией между машинами до 100 м по сплошному гололеду. Все трейлеры ехали на аварийке, и при любом торможении хвосты сносило то в одну, то в другую сторону. Да и нашу машину тоже болтало по всей трассе. Доехать по такой дороге до Уфы не смогли, остановились в первом попавшемся мотеле на ночь около 22 часов.

С утра быстро позавтракав из своих запасов, выехали в сторону Уфы около 7 утра. Свою машину не узнали, за ночь обледенела вся. Сбили сосульки, где смогли. По гололеду проехали еще часа два, затем стало получше, стали наверстывать отставание от графика.

Урал прошли, на удивление, вполне нормально, хотя ожидали пробки из трейлеров, которые не смогли влезть по снегу в горы. В Симе ожидаемо простояли полчаса на светофоре — ремонт трассы.

дорога домой по м-7

Снега было мало, да и гололед на Урале не мешал, но сильная метель на перевалах несколько раз нас накрывала, причем неожиданно за поворотом видимость падала до 10 м и соответственно скорость до 20-40.

трасса м5

За Челябинском дорога стала получше, да и температура повысилась до +5. До Варгашей добрались к полуночи и завалились спать у родственников.

В Новосибирск выехали около 7 утра. До Абатского добрались быстро, в самом Абатском на тех же ремонтах со светофорами потеряли около часа, до Новосибирска добрались без задержек около часа ночи уже 11 октября.

В итоге, пройдено 10420 км, потрачено бензина 92 около 1017 л, средний расход за всю поездку 9,7 л/100 км, общие затраты на бензин — 34,3 тыс. руб. В основном заправлялся на Газпромнефть, т. к. есть бонусная карта, в Крыму — старался в основном на Госте (там подешевле).

Затраты на мотели/гостиницы в общем составили всего 7500 руб. По дороге две автомойки — в Самаре и Керчи. Ремонта никакого не было.  В багажнике таскали с собой канистру с бензином на 10 л, пригодилась на обратной дороге в Варгашах, где две заправки подряд были закрыты на ремонт. Затраты на билеты-экскурсии — к сожалению, не считали, т.к. несущественны.

Автор Николай, Новосибирск

Оцените статью
Добавить комментарий