Поездка в Геленджик через Адыгею

После Домбая наш путь лежит в Адыгею. Покупаем хычины в дорогу, заезжаем на базар и берем чачу, а то побывать на Кавказе и не привезти чачи — это даже как-то не комильфо.

дорога в адыгею

Движемся по маршруту Домбай — Карачаевск — Псебай — Лабинск — Майкоп — КаменномостскийВъезжаем в Адыгею, на дорогах преобладающим становится 01-ый регион. У Майкопа остановили на посту, тщательная проверка, все документы, багажник, пробили по штрафам. Но всё чисто, и нас отпускают с пожеланиями счастливого пути.

дорога через адыгею на море

В Каменномостском жилье не бронировала. Читала, что там много частников, у которых можно снять, но, как ни странно, ни одного из них так и не увидела. Поэтому очень пригодились контакты кемпинга «Уют», которые я на всякий случай записала. Вот прямо очень-очень рекомендую, отличное место. Большая территория, зелень, фонарики, бревенчатые домики со всеми удобствами.

У каждого домика — своя веранда и мангал. Чисто, уютно, всё продуманно, уважаю. Еще и рядом с лукойловской заправкой. Мы получили в своё распоряжение второй этаж домика, с отдельным входом. По деньгам вышло 1250 р. в сутки. Финансы мы решили маленько поэкономить, поэтому закупили продуктов и вечерами варили наши любимые пельмени.

кемпинг уют в каменномостском

Прибыли мы туда после обеда, поэтому, чтоб не терять время, решили в тот же день сгонять до Большой Азишской пещеры, которая в 30 с чем-то км от Каменномостского. Дорога туда весёёёлая — крутой набор высоты, серпантины и куча ям, лил дождь, а мы мчали быстро, чтоб успеть до закрытия пещеры… так что адреналин зашкаливал, когда доехали.

Приехали как раз к заходу группы. Покупаем билеты (400 взрослый и 200 детский), берем фонарики и вперёд. Пещера классная. Она не сильно большая, но какая-то самобытная и очень красивая. Экскурсию вел суровый дядька-спелеолог, чувствовалось, что он душой болеет за пещеры. Понравилась еще грамотная организация — сначала все идут за экскурсоводом и смотрят-слушают, а потом дается неограниченно-свободное время, можно гулять самим и фотографировать.

очередь в кассу на экскурсию

Невероятно повезло, что мы приехали туда под конец дня, да еще и в будни — группа была человек 15, а за нами последняя группа шла — вообще человек 5. Обычно же тут водят группы человек по 50, как сказал экскурсовод. Страшно представить, какая толкотня там творится. А мы здорово там побродили.

сталактиты в азишской пещере

сталактиты в адыгее

лестница в азишской пещере

подземная экскурсия в адыгее

Вокруг Азишской пещеры — целый комплекс: кафе, какие-то веревочные парки, еще чего-то. Вечер, народу нет, тишина. Дождь закончился, звенящая свежесть в воздухе. Увидели указатель «Панорама», решили прогуляться.

Через узловатый таинственный лес, перепрыгивая через многочисленные ручейки — и выходим к огороженному обрыву. А там — облака, и радуга… Даже не жаль, что не видно многочисленных горных вершин. Необыкновенное ощущение — будто стоишь на краю мира.

огороженный обрыв адыгея

вид на облака и туман

Обратный путь был неспешен и красив. Мягкие вечерние тона, разошедшиеся облака, панорамы вокруг. Трава и листья усыпаны сверкающими каплями, луна застенчиво отсвечивает, не пытаясь соперничать с заходящим солнцем… Лаго-Наки. Как давно я мечтала тут побывать.

красивые горы адыгея

горная дорожка в лаго наки

вид на горы в адыгее

дорога в кемпинг

поездка по адыгее на машине

Заскочив в магазин, вернулись уже по темноте. Я чего-то умоталась не по-детски, поэтому Сашка велел мне валяться с планшетом, а сам отправился мыть обувь и готовить ужин. И это было счастье.

Наутро было солнечно, и мы поскакали сначала в Хаджохскую теснину, находящуюся в самом поселке Каменномостский. Это такое живописное ущелье, в котором протекает река Белая. Вход платный (400 и 200 руб.). Ну, что могу сказать. Неплохо, но слишком всё… окультурено, на наш вкус, да и народу полно. Детям тут, думаю, будет интересно — есть всякие качели-развлекухи, мини-зоопарк, бобровая плотина.

экскурсия в Хаджохскую теснину

скалы и река в горах

красивая горная река в скалах

водяная крыса возле речки

Выйдя, мы по одной из улочек, мимо мирно припаркованного БТРа, направились к краю поселка.

бмп на улице в алыгее

Тропа через лес, скользкая и грязная после дождя (а я еще такая в чистые светлые штанцы вырядилась) — и мы попадаем в самое начало Хаджохской теснины. Сказочное место. Джунгли, реально. Лианы, вьюнки, водопадик. И песчаная заводь, укрытая скалами. Протусили здесь с час, наверное. Сашка строил свои любимые песчаные замки.

самое начало Хаджохской теснины

Хаджохская теснина

Хаджохская теснина Адыгея

Если топать дальше пешком по этой тропинке — то через час-полтора попадешь на водопады Руфабго, нашу следующую цель. И притом абсолютно бесплатно. У меня была мысль так поступить, но машина-то у нас осталась тут, а топать потом обратно вышло бы слишком долго. Поэтому до Руфабго решили доехать, как белые люди, — цивильно и официально. Но вымазюкались в глине смачно, конечно, пока тут гуляли.

водопады Руфабго в адыгее

Проехали километров 6 по трассе — и вот он, вход на водопады Руфабго. Ценник тот же, 400 и 200.

вход на водопады Руфабго

Чудесное место — мшистое, тенистое, заповедное и какое-то друидное. Прямо душой отдохнула. Руфабго — это крупный ручей, который впадает в Белую. Конечно, есть и легенда, о злом великане Руфабго, которого победил храбрый юноша Хаджох, вырвал его сердце, выкинул прочь, и теперь мы можем его увидеть в водопаде «Сердце Руфабго».

Всего водопадов там… много, штук 16, что ли. Но мы добрались только до 7-го, дальше нужно было переходить вброд и уходить на необорудованную часть маршрута. Заманчиво, конечно, но просто уже времени не было.

водопад руфабго

оборудованная тропа на водопады руфабго

красивые водопады руфабго

на фоне водопада руфабго

Нам опять чертовски повезло, что мы оказались там в будни — народу было очень мало.
Восхитилась адыгейской традицией родовых деревьев — там есть участок леса, где разные семьи сажают свои фамильные деревья (с соответствующими табличками — дерево таких-то и таких-то). И растет Лес. P.S. Если я что-то неправильно поняла с этой традицией – прошу меня простить, там надписи на адыгейском, я не всё поняла.

фамильные деревья адыгея

Сгущались тучи, мелкий подвывал от голода, поэтому проехали еще немного дальше, до виденной накануне рекламы «Первой в Адыгее канатно-кресельной дороги «Затерянный мир». Реклама есть, канатка есть, но почему-то не работала.

канатная дорога в адыгее

Да и ладно, зато поели хинкали там в кафе, да и домой, тем более, что дождь начался.

огромный казан адыгея

Вечером мелкий угнал гулять с новыми друзьями в кемпинге, до темноты не видно, не слышно было, один раз только заявился — драные штаны переодеть. А я честно и откровенно ничего не делала, валялась и сидела в инете, обожаю такие вечера.

Есть у нас с Сашкой досадное расхождение — он беспробудная сова, а я заядлый жаворонок. Я подскакивала в 6 утра местного времени и жаждала подвигов и свершений, а он мог дрыхнуть еще часа 4, как минимум. Зачастую это приводило к ворчанию с моей стороны, но тут я решила воспользоваться этим своим преимуществом и с утра пораньше, пока он спит, сгонять на фотовылазку к самому плато Лаго-Наки. Сашка был совсем не против, главное, что поспать удастся спокойно.

И вот, в 6:30 утра, под ярким утренним солнцем, я лечу через Гузерипль к Яворовой поляне. Дороги пустые. Серпантины… ууух какие. Настроение зашкаливает, соскучилась по одиночным полетам, когда можно окна нараспашку и музыку погромче. Ехала, любовалась на горные реки и заснеженные вершины Главного Кавказского хребта.

дорога к яворовой поляне

поездка на яворову поляну

На Яворовой поляне заканчивается дорога и начинаются пешие туристические маршруты через плато. В первоначальном плане нашего путешествия было восхождение на гору Нагай-Кош, самую высокую точку хребта Каменное море, но не сложилось, не хватило нам одного дня. Поэтому пока просто прогулялась пешком и полюбовалась и на нее, и на другие вершины.

Нагай-Кош адыгея

адыгея хребет Каменное море

Адыгейские горы

путешествие на авто по адыгейским горам

вид на заснеженные вершины в адыгее

Вернулась — а мелкий даже еще не умылся, засоня. А я уже 130 км отмотала и пешком километра 3. Быстренько позавтракали, собрались — и в путь, теперь — к морю.

Путь лежал без особых приключений, началась жарища — 35-37 градусов. В Саратовской немного поплутали, прежде чем выпасть на М4. Поглядывая на оставшийся километраж, я думала — вот, на эту горку заедем, и тут точно море перед нами откроется… Заезжаем — и ничего не видать, снова горки. И так раз за разом.

Уже ехали вдоль побережья, через Архипо-Осиповку, а моря до сих пор не видели. Лишь съехав в Криницу «для искупаться», мы, собственно, уткнулись в него носом. Какое же оно синее и огромное… Я не видела его 20 лет, а Сашка вообще видел впервые. Да-да, представьте себе, вот такое бывает.

В Кринице (точнее, перед ней) искупались, и, признаться, я маленько пожалела, что в Геленджике у нас забронировано жилье, т.к. было желание упасть здесь и сейчас, благо там был отличный автокемпинг, столовая и пляж под боком. Но что поделаешь, поехали дальше.

гостевой дом Старый боцман

В Геленджике остановились на Тонком мысу, в гостевом доме «Старый боцман». Из плюсов — буквально на берегу, отличный вид на бухту, рядом пляж. Из минусов — муравейник тот еще. 1500 руб. в сутки. Вообще, Геленджик ошарашил меня количеством народа и бурлящими улицами. Я в горах как-то отвыкла, да.

вечерний пляж в геленджике

Заселились, поужинали в кафешке и отправились на пустынный ночной пляж купаться и любоваться на сияющие огни бухты.

ночной пляж в геленджике

В Геленджик мы ехали, собственно, по двум причинам: аквапарк «Золотая бухта» и набережная. Для начала поехали в аквапарк. Машину решили оставить на стоянке, а добираться туда-обратно на аквапарковской газели. Сашка по росту вытянул на взрослый билет, ликовал, что теперь ему почти все горки будут доступны. А я изнывала под гнетом жабы, заплатив почти 4 тысячи за 2 билета (1900 за взрослый, это или выше 145 см, или старше 12 лет).

Но про жабу я вскоре забыла, потому как аквапарк клёвый. На «Камикадзе» и «Стелс» я не пошла, ибо трусиха. Всяко развлекались до самого закрытия, накатались, обгорели — всё, как полагается.

набережная в геленджике

аквапарк золотая бухта

аквапарк золотая бухта геленджик

в трубе аквапарка геленджик

Вечером Сашка изъявил желание поваляться в номере с планшетом, а я, уже по темноте, поехала в центр, прогуляться по набережной. Заехала на какую-то маленькую улочку, оставила машину и потопала. Вообще, хотела на велике там покататься, но приехала слишком поздно, и прокат уже закрывался.

Хорошо там вечером. Свежесть, фонари, разноцветные огни, отдыхающие неторопливо фланируют, совершая вечерний променад, кучи киосков и россыпи сувениров, живая скрипка уже через десяток шагов сменяется ретро-шлягером, а море набегает чернильными волнами на пустой пляж, и полная луна в небе… И так хорошо посидеть, покидать камушки, лениво подумать о всяком, потрещать с Сашкой по телефону и помахать ему рукой — вооон, светится Тонкий мыс, и там он тоже машет мне рукой.

колесо обозрения на тонком мысу

тонкий мыс ночью

Шлялась почти до полночи, а потом еще не могла найти свою машину, точнее, улочку, в которой ее оставила. Но местные жители помогли, и я благополучно урулила домой. Завтра нас ждал Крым.