Автопилот Tesla вобрал в себя передовые разработки в области автономного управления. Однако и этот механизм пока далеко не совершенен. Инженеры не смогли полностью исключить участие человека и добиться положительных результатов в испытаниях на реальных дорогах и в экстремальных ситуациях. Сама по себе программа работы автопилота интересна со всеми ее плюсами и минусами, поскольку она же может лечь в основу перспективных разработок.
Принцип работы
Автопилот выполняет три важные задачи. Сначала собирает информацию, затем анализирует ее и превращает в набор команд, а затем передает сигналы на все управляемые элементы.
Для этих целей Tesla использует набор датчиков различного типа действия:
- ультразвуковые;
- радиочастотные;
- видео.
[info]На заметку!
Функция GPS уже встроена, поэтому авто ориентируется еще и по стандартным картам.[/info]
За счет этого система получает информацию обо всех элементах, в том числе, и о плоских. Например, это разметка или тонкая преграда, выставленная перпендикулярно, прозрачный предмет. Ультразвуковые датчики позволяют моментально отследить изменения в положении предмета в пространстве. Система собирает данные и затем превращает их в набор команд. Современные машины даже без автопилота имеют электронный блок управления, который напрямую связан с коробкой передач, двигателем, тормозами и даже рулем. В Tesla автопилот просто имеет доступ к ним в режиме управления. То есть после анализа данных блок управления меняет скорость, расположение колес, даже распределение нагрузки на оси привода.
Еще один важный механизм – самостоятельное обучение. Это попытка разработчиков приблизиться к искусственному интеллекту в рамках конкретной технической задачи. Автопилот собирает данные обо всех ошибках и запоминает их, превращая в новые алгоритмы команд. Например, если на карте были неверные данные, он это исправит, задаст новые алгоритмы прогнозирования действий других машин и пешеходов, внесет в базу данных новые ограничения. В стандартном варианте любой системы такие изменения требуют написания программного кода специалистом вручную. Tesla этого не требует, система учится сама по мере эксплуатации.
Ограничения
Создатели автопилота были нацелены на полное замещение водителя. Однако эксперименты, в том числе конкурентов, продемонстрировали проблемы. В результате было решено наложить некоторые ограничения на имеющиеся опции, чтобы достичь максимального уровня безопасности. Водитель должен находиться в кресле, если машина проедет более 20 метров. То есть самостоятельно выехать из гаража Tesla может, а вот забрать ребенка из школы за углом уже нет. Датчики считают отсутствие водителя и остановят движение. При скорости движения свыше 20 километров в час автопилот потребует присутствия рук на руле. Эта мера должна ускорить реакцию водителя в экстренном случае.
[info]На заметку!
Многие эксперты сходятся во мнении, что автопилот с внезапными ситуациями справится лучше, поскольку действует по алгоритмам и на основе объективных данных.[/info]
Не будет в полной мере работать опция и за пределами многополосного шоссе. То есть эксплуатация затруднена в следующих условиях:
- на грунтовой дороге;
- в жилых районах;
- на дорогах без разметки;
- на двухполосных шоссе.
Автопилоту для корректировки курса в режиме реального времени нужна осевая разметка с двух сторон. Если ее нет, система ориентируется только на датчики, что усложняет процесс. Приходится собирать и обрабатывать больше данных, на что требуется много времени. Поэтому скорость будет ограничена пределом в 18 километров в час. Это не совсем удобно, однако пока лучших результатов разработчикам добиться не удалось. По той же причине производитель советует владельцам держаться по возможности среднего ряда многополосного шоссе, чтобы ускорить обработку информации и получить корректные данные от автопилота.
Возможности
В целом функционал автопилота неограничен. Машина полностью управляет своими системами, за счет чего корректирует поведение на дороге. К числу наиболее востребованных опций относят:
- автономную парковку параллельно и перпендикулярно;
- выезд из гаража и подъезд к месту посадки;
- удержание курса;
- экстренное торможение;
- следование за маршрутом по карте;
- предупреждение об опасности.
Автопилот способен без ошибок и более корректно повторить опцию круиз-контроля. Система постоянно получает обратную связь от датчиков, определяет расстояние до препятствий и курс относительно разметки, соответственно подруливает, меняет скорость и отслеживает дистанцию. Если круиз-контроль хорош на большой скорости, в едином потоке транспорта, например, на трассе, то автопилот Tesla корректно функционирует и на городских улицах, даже в пробках.
Уникальная возможность автопилота именно от Tesla – оперативное перестроение с минимальным риском. Водитель зачастую рискует, выполняя такой маневр, поскольку не может учесть все факторы сразу, отследить все «слепые зоны». Для автопилота это не проблема. Он считывает данные о препятствиях и скорости их перемещения, прогнозирует траектории, выбирает безопасный момент. Затем меняет скорость, корректирует курс и отслеживает движение по разметке.
Недостатки
Автопилот Tesla признают лучшим и не имеющим реальных конкурентов на рынке, но его нельзя считать совершенным. Это доказывают и некоторые ДТП, которые становятся причиной для очередного обновления системы. Одна из недоработок – недостаточное перекрытие сенсоров. То есть при большом числе считывающих устройств автопилот все еще остается «слепым» к некоторым преградам и опасностям. Например, видеокамеры зафиксировали отсутствие препятствия по ошибке, а ультразвуковые сканеры не успели продублировать задачу. Именно так произошло во время ДТП, при котором Tesla врезалась в большой белый фургон, появившийся перпендикулярно полосам движения на дороге в солнечный день с ярким освещением на фоне синего неба.
[info]На заметку!
Разработчики считают, что увеличения числа датчиков не требуется. Необходимо только скорректировать алгоритм обработки сигналов.[/info]
Хотя все системы в Tesla дублированы на случай внезапного отказа, это не гарантирует полного отсутствия сбоев. И автопилот не исключение. Недоработкой можно считать отсутствие возможности для водителя оперативно вмешаться в процесс до полного отключения автопилота. Известен случай с обширным сбоем сразу нескольких систем, при котором Tesla увеличила скорость до 114 километров в час, затем не справилась с управлением и врезалась в бетонные ограждения. В результате водитель погиб. Сам автопилот работал, давал звуковые и визуальные уведомления за 15 минут до аварии и некоторое время успешно корректировал курс. Системы управления скоростью, впрыском топлива и экстренным торможением в свою очередь сработали некорректно.
Автопилот Tesla – это интересная система, которая наглядно демонстрирует возможности современного программного обеспечения. Производители смогли реализовать в полной мере опцию самостоятельного обучения, увеличить безопасность за счет внедрения разумных ограничений. Однако полностью исключить сбои и обезопасить всех участников движения пока не удалось. Поэтому даже Tesla не смогла выйти на уровень полной автономности.