Как работает и ошибается автопилот Tesla?

Автопилот Tesla вобрал в себя передовые разработки в области автономного управления. Однако и этот механизм пока далеко не совершенен. Инженеры не смогли полностью исключить участие человека и добиться положительных результатов в испытаниях на реальных дорогах и в экстремальных ситуациях. Сама по себе программа работы автопилота интересна со всеми ее плюсами и минусами, поскольку она же может лечь в основу перспективных разработок.

Принцип работы

Как работает и ошибается автопилот Tesla?

Автопилот выполняет три важные задачи. Сначала собирает информацию, затем анализирует ее и превращает в набор команд, а затем передает сигналы на все управляемые элементы.

Для этих целей Tesla использует набор датчиков различного типа действия:

  • ультразвуковые;
  • радиочастотные;
  • видео.

[info]На заметку! 

Функция GPS уже встроена, поэтому авто ориентируется еще и по стандартным картам.[/info]

За счет этого система получает информацию обо всех элементах, в том числе, и о плоских. Например, это разметка или тонкая преграда, выставленная перпендикулярно, прозрачный предмет. Ультразвуковые датчики позволяют моментально отследить изменения в положении предмета в пространстве. Система собирает данные и затем превращает их в набор команд. Современные машины даже без автопилота имеют электронный блок управления, который напрямую связан с коробкой передач, двигателем, тормозами и даже рулем. В Tesla автопилот просто имеет доступ к ним в режиме управления. То есть после анализа данных блок управления меняет скорость, расположение колес, даже распределение нагрузки на оси привода.

Еще один важный механизм – самостоятельное обучение. Это попытка разработчиков приблизиться к искусственному интеллекту в рамках конкретной технической задачи. Автопилот собирает данные обо всех ошибках и запоминает их, превращая в новые алгоритмы команд. Например, если на карте были неверные данные, он это исправит, задаст новые алгоритмы прогнозирования действий других машин и пешеходов, внесет в базу данных новые ограничения. В стандартном варианте любой системы такие изменения требуют написания программного кода специалистом вручную. Tesla этого не требует, система учится сама по мере эксплуатации.

Ограничения

Как работает и ошибается автопилот Tesla?

Создатели автопилота были нацелены на полное замещение водителя. Однако эксперименты, в том числе конкурентов, продемонстрировали проблемы. В результате было решено наложить некоторые ограничения на имеющиеся опции, чтобы достичь максимального уровня безопасности. Водитель должен находиться в кресле, если машина проедет более 20 метров. То есть самостоятельно выехать из гаража Tesla может, а вот забрать ребенка из школы за углом уже нет. Датчики считают отсутствие водителя и остановят движение. При скорости движения свыше 20 километров в час автопилот потребует присутствия рук на руле. Эта мера должна ускорить реакцию водителя в экстренном случае.

[info]На заметку! 

Многие эксперты сходятся во мнении, что автопилот с внезапными ситуациями справится лучше, поскольку действует по алгоритмам и на основе объективных данных.[/info]

Не будет в полной мере работать опция и за пределами многополосного шоссе. То есть эксплуатация затруднена в следующих условиях:

  • на грунтовой дороге;
  • в жилых районах;
  • на дорогах без разметки;
  • на двухполосных шоссе.

Автопилоту для корректировки курса в режиме реального времени нужна осевая разметка с двух сторон. Если ее нет, система ориентируется только на датчики, что усложняет процесс. Приходится собирать и обрабатывать больше данных, на что требуется много времени. Поэтому скорость будет ограничена пределом в 18 километров в час. Это не совсем удобно, однако пока лучших результатов разработчикам добиться не удалось. По той же причине производитель советует владельцам держаться по возможности среднего ряда многополосного шоссе, чтобы ускорить обработку информации и получить корректные данные от автопилота.

Возможности

В целом функционал автопилота неограничен. Машина полностью управляет своими системами, за счет чего корректирует поведение на дороге. К числу наиболее востребованных опций относят:

  • автономную парковку параллельно и перпендикулярно;
  • выезд из гаража и подъезд к месту посадки;
  • удержание курса;
  • экстренное торможение;
  • следование за маршрутом по карте;
  • предупреждение об опасности.

Автопилот способен без ошибок и более корректно повторить опцию круиз-контроля. Система постоянно получает обратную связь от датчиков, определяет расстояние до препятствий и курс относительно разметки, соответственно подруливает, меняет скорость и отслеживает дистанцию. Если круиз-контроль хорош на большой скорости, в едином потоке транспорта, например, на трассе, то автопилот Tesla корректно функционирует и на городских улицах, даже в пробках.

Уникальная возможность автопилота именно от Tesla – оперативное перестроение с минимальным риском. Водитель зачастую рискует, выполняя такой маневр, поскольку не может учесть все факторы сразу, отследить все «слепые зоны». Для автопилота это не проблема. Он считывает данные о препятствиях и скорости их перемещения, прогнозирует траектории, выбирает безопасный момент. Затем меняет скорость, корректирует курс и отслеживает движение по разметке.

Недостатки

Как работает и ошибается автопилот Tesla?

Автопилот Tesla признают лучшим и не имеющим реальных конкурентов на рынке, но его нельзя считать совершенным. Это доказывают и некоторые ДТП, которые становятся причиной для очередного обновления системы. Одна из недоработок – недостаточное перекрытие сенсоров. То есть при большом числе считывающих устройств автопилот все еще остается «слепым» к некоторым преградам и опасностям. Например, видеокамеры зафиксировали отсутствие препятствия по ошибке, а ультразвуковые сканеры не успели продублировать задачу. Именно так произошло во время ДТП, при котором Tesla врезалась в большой белый фургон, появившийся перпендикулярно полосам движения на дороге в солнечный день с ярким освещением на фоне синего неба.

[info]На заметку! 

Разработчики считают, что увеличения числа датчиков не требуется. Необходимо только скорректировать алгоритм обработки сигналов.[/info]

Хотя все системы в Tesla дублированы на случай внезапного отказа, это не гарантирует полного отсутствия сбоев. И автопилот не исключение. Недоработкой можно считать отсутствие возможности для водителя оперативно вмешаться в процесс до полного отключения автопилота. Известен случай с обширным сбоем сразу нескольких систем, при котором Tesla увеличила скорость до 114 километров в час, затем не справилась с управлением и врезалась в бетонные ограждения. В результате водитель погиб. Сам автопилот работал, давал звуковые и визуальные уведомления за 15 минут до аварии и некоторое время успешно корректировал курс. Системы управления скоростью, впрыском топлива и экстренным торможением в свою очередь сработали некорректно.

Автопилот Tesla – это интересная система, которая наглядно демонстрирует возможности современного программного обеспечения. Производители смогли реализовать в полной мере опцию самостоятельного обучения, увеличить безопасность за счет внедрения разумных ограничений. Однако полностью исключить сбои и обезопасить всех участников движения пока не удалось. Поэтому даже Tesla не смогла выйти на уровень полной автономности.

Оцените статью
Добавить комментарий