Содержание
Во второй половине 80-х гг. прошлого столетия расход топлива на ВАЗ-2109 соответствовал международным требованиям к экономичности. Завод предлагал несколько модификаций карбюраторных двигателей, отличавшихся рабочим объемом, мощностью и затратами горючего. Позднее появились варианты с системами впрыска бензина, позволившими снизить токсичность выхлопных газов.
- Описание и технические характеристики автомобиля ВАЗ-2109
- Фактические показатели расхода топлива в зависимости от типа двигателя
- Реальное потребление горючего на 100 километров
- Инжектор
- Карбюратор
- Причины увеличенного расхода топлива ВАЗ-2109
- Не налажена работа автомобиля
- Манера вождения
- Нарушение работы клапанов или заслонки
- Проблемы с ЭПХХ
- Поломки в системе управления
- Снижение давления топлива и поломка инжектора
- Эффективные методы снижения расхода топлива ВАЗ-2109
- Отзывы владельцев
Описание и технические характеристики автомобиля ВАЗ-2109
Машины с 5-дверным кузовом типа хетчбэк стали производиться в 1987 г.
.wpremark—3OAb{background-color:#fff68f;border:4px solid #6969b3;padding:10px;margin:10px 0px;border-radius:5px}.wpremark—3OAb .wpremark-icon{color:#6969b3;width:48px;flex:0 0 auto;max-width:100%;max-height:48px;margin-right:16px;align-self:center}.wpremark—3OAb .wpremark-title{color:#333333;font-weight:bold;font-style:italic;font-size:18px;line-height:2}.wpremark—3OAb .wpremark-content{font-size:16px}
Изначально завод предлагал для внутреннего рынка версии с карбюраторными двигателями объемом 1,3 и 1,5 л, а для экспорта собиралась модель с 1,1-литровым мотором.
В начале 90-х была проведена модернизация кузова и салона, а уже в 1995 г. появились первые товарные образцы с бензиновым агрегатом 1,5 л с системой впрыска GM. Производство автомобилей продолжалось до 2011 г. (в Украине), причем техника оснащалась 8-клапанным двигателем ВАЗ-11183 с увеличенным до 1,6 л рабочим объемом.
Сзади использовалась торсионная балка с амортизаторами и барабанными тормозными механизмами (спереди — диски). В отделке салона широко применялись панели, формованные из пластика. На автомобиле предусмотрено рулевое управление с реечным механизмом (без усилителя).
Краткие технические характеристики машины ВАЗ-2109:
- длина кузова — 4006 мм;
- ширина без зеркал — 1650 мм;
- высота (на стандартных шинах 165/70R13) — 1402 мм;
- дорожный просвет — 165 мм;
- колесная база — 2460 мм;
- снаряженная масса — 945 кг;
- грузоподъемность — 425 кг.
Фактические показатели расхода топлива в зависимости от типа двигателя
Кроме машин со стандартным кузовом, в 1995-99 гг. на территории Финляндии собиралась модификация Baltic, которая отличалась оформлением салона, передка и задней части. На всех собранных хетчбэках устанавливался 1,5-литровый мотор ВАЗ-2111. Расход горючего не отличался от показателей российских собратьев. В таблице приведены модели двигателей и заявленные заводом АвтоВАЗ характеристики экономичности (в л на 100 км пути).
Большинство построенных хетчбэков эксплуатировалось в структурах МВД. Машины периодически встречаются на вторичном рынке.
Реальное потребление горючего на 100 километров
В процессе эксплуатации техники водители отмечают отклонение расхода горючего в большую сторону по сравнению с заводскими данными. При проведении сертификации производитель выполняет замеры в условиях полигона, создавая максимально комфортные условия.
.wpremark—86KY{background-color:#fff68f;border:4px solid #6969b3;padding:10px;margin:10px 0px;border-radius:5px}.wpremark—86KY .wpremark-icon{color:#6969b3;width:48px;flex:0 0 auto;max-width:100%;max-height:48px;margin-right:16px;align-self:center}.wpremark—86KY .wpremark-title{color:#333333;font-weight:bold;font-style:italic;font-size:18px;line-height:2}.wpremark—86KY .wpremark-content{font-size:16px}
За рулем машин сидят испытатели со стажем, перед которыми поставлена задача добиться минимального расхода бензина при имитации различных условий эксплуатации.
Инжектор
Применение системы распределенного впрыска позволило плавно регулировать состав топливо-воздушной смеси в зависимости от нагрузки и температуры системы охлаждения. В результате упала токсичность выхлопных газов, но расход бензина остался прежним. Мотор объемом 1,5 л сжигает до 10 л топлива в городских условиях, а на трассе автомобилю хватает 6,5-7 л горючего при скорости до 110 км/ч. Модификация с 1,6-литровым агрегатом отличается увеличенными затратами бензина в населенных пунктах (до 11 л в зимнее время или в плотных пробках).
Карбюратор
На карбюраторных машинах с редким 1,1-литровым мотором расход в городских условиях не превышает 9 л, на трассе можно уложиться в 6 л. Распространенная версия объемом 1,3 л показывает схожие результаты в населенных пунктах, а на шоссе при 90 км/ч и спокойном ритме движения двигателю требуется около 5,5 л бензина А-95.
Модификация с объемом 1,5 л расходует в городе до 10 л. На шоссе при 100-110 км/ч машина сжигает не более 7 л топлива.
Причины увеличенного расхода топлива ВАЗ-2109
Владельцы машин ВАЗ-2109 могут столкнуться с внезапным ростом расхода горючего, возникающим из-за поломки или неправильной регулировки узлов силового агрегата. Следует учесть, что в зимнее время и в плотных пробках затраты бензина могут временно увеличиваться на 10-15%, что не является признаком неисправности. Проверку систем необходимо проводить при стабильно возросшем расходе вне зависимости от режима движения и загрузки салона.
Не налажена работа автомобиля
На экономичность двигателя оказывает отрицательное влияние неправильная регулировка системы зажигания ( в т.ч. неисправности катушки зажигания , раннее или позднее зажигание ) и карбюратора (проблема не касается моторов с инжектором, снабженных электронным блоком управления). Некорректно настроенные ступичные подшипники или плохо выставленные углы установки передних колес способствуют ухудшению управляемости и приводят к росту расхода на 1-2 л.
.wpremark—7CyJ{background-color:#fff68f;border:4px solid #6969b3;padding:10px;margin:10px 0px;border-radius:5px}.wpremark—7CyJ .wpremark-icon{color:#6969b3;width:48px;flex:0 0 auto;max-width:100%;max-height:48px;margin-right:16px;align-self:center}.wpremark—7CyJ .wpremark-title{color:#333333;font-weight:bold;font-style:italic;font-size:18px;line-height:2}.wpremark—7CyJ .wpremark-content{font-size:16px}
Дополнительное негативное влияние оказывают изношенные детали поршневой группы либо заклинивший термостат системы охлаждения.
Манера вождения
Затраты горючего зависят также от манеры управления и условий эксплуатации. Водители, раскручивающие мотор до максимальных оборотов и передвигающиеся на пониженных передачах, получают расход в городе на уровне 11-11,5 л. На трассе при разгоне до 120-130 км/ч двигатель сжигает 8-9 л горючего. Если автомобиль эксплуатируется с прицепом или багажником на крыше кузова, то мотору потребуется дополнительное топливо (от 1 до 2 л в зависимости от режима передвижения).
Нарушение работы клапанов или заслонки
На карбюраторных моторах на расход горючего влияет корректность регулировки дроссельной заслонки и исправность электромагнитных клапанов. Неправильно настроенная система подачи топливной смеси ухудшает динамику, затрудняет запуск двигателя и увеличивает затраты бензина на 5-10%. Владельцам рекомендуется периодически проверять корректность работы карбюратора и регулировать основные узлы.
Проблемы с ЭПХХ
Карбюраторы моторов на ВАЗ-2109 по умолчанию оснащались экономайзером принудительного холостого хода (ЭПХХ), позволявшим уменьшить расход горючего и снизить токсичность выхлопа. В состав системы входил электромагнитный клапан, который работал по сигналу от контроллера и выключателя, расположенного на оси привода дроссельной заслонки. При неисправности компонентов ЭПХХ происходит увеличение расхода горючего.
Поломки в системе управления
На машинах с системой распределенного впрыска расход горючего возрастает при поломке датчиков или повреждении жгутов проводки. Водитель получает сигнал о возникших неисправностях контрольной лампой Check Engine, установленной в комбинации приборов. Для определения неисправного блока используют диагностический компьютер, который подключают к специальному разъему.
Снижение давления топлива и поломка инжектора
На инжекторных системах питания топливо подается электрическим бензонасосом. Расположенный в рампе регулятор давления сбрасывает излишек бензина обратно в бак. При поломке помпы или клапана нарушается нормальная работа двигателя, что приводит к росту расхода горючего. На экономичность оказывает влияние состояние распылительных головок топливных форсунок , которые постепенно забиваются грязью и требуют очистки в ультразвуковой ванне.
.wpremark—kOK8{background-color:#fff68f;border:4px solid #6969b3;padding:10px;margin:10px 0px;border-radius:5px}.wpremark—kOK8 .wpremark-icon{color:#6969b3;width:48px;flex:0 0 auto;max-width:100%;max-height:48px;margin-right:16px;align-self:center}.wpremark—kOK8 .wpremark-title{color:#333333;font-weight:bold;font-style:italic;font-size:18px;line-height:2}.wpremark—kOK8 .wpremark-content{font-size:16px}
Неисправные электромагнитные форсунки определяются при проведении компьютерной диагностики.
Эффективные методы снижения расхода топлива ВАЗ-2109
Для снижения затрат на топливо необходимо:
- поддерживать исправное состояние силового агрегата;
- контролировать работу тормозных механизмов и ступичных подшипников;
- не устанавливать дополнительные элементы на кузов, увеличивающие сопротивление;
- проверять и корректировать давление в шинах;
- не передвигаться со скоростью более 100 км/ч и избегать езды с открытыми окнами;
- воздерживаться от поездок на короткие расстояния при отрицательной температуре воздуха;
- не допускать перегрузки автомобиля и длительного движения на пониженных передачах.
[embedded content]
Отзывы владельцев
Михаил, 49 лет, Москва
В начале 2000-х гг. приобрел новый ВАЗ-2109 с двигателем мощностью 78 л. с., оснащенным системой впрыска топлива. Средний расход составлял около 8 л на 100 км пути, но в городе машине требовалось не менее 10 л бензина А-95. Несколько раз сталкивался с проблемой падения экономичности из-за поломки датчиков и окисления проводки, но после ремонта или замены изношенных деталей затраты на горючее возвращались к исходным значениям.
Олег, 54 года, Санкт-Петербург
В 1994 г. приобрел подержанный ВАЗ-2109 с 54-сильным мотором объемом 1,1 л, ввезенный с территории Бельгии. Автомобиль отличался установкой 4-ступенчатой коробки (на всех прочих «девятках» стояла 5-скоростная трансмиссия). На трассе удавалось уложиться в 6 л бензина на 100 км, но обгон попутного транспорта был затруднителен и требовал предварительного расчета и запаса свободной дороги. В городе автомобиль удерживался в потоке без затруднений и расходовал около 8 л горючего (вне зависимости от погодных условий).
Источник: gdetoplivo.ru