После поездок по цивилизованным дорогам Европы, было решено отправится в путешествие по Карелии. Отдохнуть, подышать чистейшим воздухом, посмотреть на красоты Русского севера, ну и покормить комаров, разумеется.
Как всегда прикинули маршрут весной Москва — Кириллов — Кудама — Вяртсиля — Великий Новгород и решили, что обойдемся двумя «длинными» стоянками и двумя «короткими».
Для продолжительных стоянок выбрали и заказали номера на турбазах, расположенных в живописных местах на карельских озерах. С них планировалось совершать короткие «радиальные» выезды для осмотра местных достопримечательностей (как мы ошибались!).
Для «коротких» стоянок заказали места в гостиницах — в Кириллове попроще и с претензией на роскошь в Великом Новгороде.
Едем на этот раз втроем — я, жена и дочь — чисто семейный вариант. Машина — проверенный временем и тремя большими поездками Nissan Almera Classic 2008 года выпуска.
Сами сборы были недолгими — вечер пятницы, бегом, после работы, покидали вещи по чемоданам, загрузили все это в багажник и завалились спать — подъем предстоял ранний…
Этап первый Москва — Кириллов
Стартовали утром по Ярославскому шоссе через Ростов, Ярославль Вологду. Дорога приличная. В меру хулиганят дальнобойщики, машин немного — рано еще. После Вологды дорога Р-5 Вологда — Медвежьегорск становится совсем узкой, всего две полосы и практически без обочин, но и машин становится все меньше и меньше — это не Ленинградка, с её сумасшедшим траффиком.
Прежде чем остановиться в Кириллове проезжаем чуть дальше, в Ферапонтово 584 км от Москвы, чтобы посетить Ферапонтов Белозерский монастырь.
Разумеется, зашли в собор Рождества Богородицы, расписанный легендарным Дионисием и его сыновьями. Приобщившись к прекрасному, едем в Кириллов. В 15:00 мы на месте. Проехав за день 605 км, мы останавливаемся на первую «короткую» стоянку в гостевом доме «Феникс».
Это заведение располагается в старом, построенном еще задолго до распада СССР, но и поныне действующем банно-прачечном комбинате на втором этаже. Все чистенько, номер с удобствами, выдержан в гламурном розовом тоне — жить можно. Неоспоримое преимущество заведения — три минуты ходьбы до Кирилло-Белозерского мужского монастыря.
Сказать, что монастырь впечатляет — ничего не сказать. Очень сложно передать словами красоту и мощь этого места…
Погуляв внутри монастыря, устроили перерыв на обед и отдых, а вечером пошли бродить по Кириллову. Красивый, в основном двухэтажный, городок.
Этап второй Кириллов — Сямозеро
На следующий день, снова с утра мы покидаем Кириллов, заправляемся и минут через 15 выезжаем на дорогу Р-5. Первое, что заметили — практически полное отсутствие машин. За первые два часа пути нас обгоняет одна машина и одну обгоняем мы. Еще с десяток машин попадаются навстречу.
Позже дорога начала ощутимо портиться. До Вытегры асфальт средней степени убитости, временами попадаются свежеотремонтированные участки, временами — убитые в хлам. Общее количество ям, колдобин трещин и т.д. не поддается никаким подсчетам, смотреть приходится в оба глаза. Перед поселком Депо навигатор командует поворот налево, и мы попадаем на первые 3 километра вообще без асфальта.
После Вытегры съезжаем на дорогу Р-37 (Вытегра — Лодейное поле), а с нее, на Р-19 (Вознесенье — Петрозаводск). Так вот, асфальт на этих, с позволения сказать, «трассах» встречается эпизодически. На скорости 30 км/ч кажется, что машина неминуемо развалится.
Как ни странно, но на 50-60 км/ч трясет гораздо меньше, но машину все равно жаль. Про пыль и камни, летящие из-под колес, лучше не вспоминать. Если бы машин было больше, то лобовое стекло эту поездку точно не пережило бы.
И вот тут уже удивляешься, когда проехав километров 20-30 по такой щебеночной дороге, попадаешь на участок дороги с асфальтом зеркальной ровности. И такое в этих краях случается, но редко.
К 11:30 доезжаем до Вознесенья, где нам нужно переправиться на пароме через реку Свирь. Паром ходит раз в час, но нам везет — на другой берег нужно срочно переправиться скорой помощи, поэтому, чтобы не гонять паром совсем порожняком, грузят и те машины, которые стоят в очереди.
Переправа короткая, с погрузкой и выгрузкой не более 20 минут. И снова дорога — много щебенки и мало асфальта. Единственное, что хоть как то компенсирует качество дороги — это окрестные пейзажи.
Въезжаем в Карелию и решаем позвонить на турбазу «Лесной Двор», где у нас запланирована первая «длинная» стоянка и забронирован отдельный трехместный домик, хотим предупредить, что мы в пути, слегка задерживаемся, но обязательно приедем. Позвонили и оказалось, что нас не ждут… Забыли… Домик занят… Ну еще бы, бронировали и договаривались-то мы в марте…
Мы в легком шоке, начинаем думать, а не заехать ли нам в Петрозаводске в магазин за палаткой и спальниками. К чести хозяев «Лесного Двора», ситуацию к нашему приезду они разрулили, да еще как, но об этом чуть позже.
Чем ближе к Петрозаводску, тем лучше становится дорога. До базы остается каких-то 2-2,5 часа пути. И вот тут свинью нам подложил навигатор. Дело в том, что проложить нужный нам маршрут из Кириллова до турбазы получилось только с помощью программы IGo Primo, да и то только после того, как в ее настройках было разрешено прокладывать маршрут по дорогам без покрытия.
Не доезжая километров 10 до Петрозаводска, навигатор решил, что Петрозаводск лучше объехать через железнодорожную станцию и одноименную деревню Орзега, по очередной грунтовке. Там ехать — всего ничего — километров 10, и кусок действительно срезается приличный, к тому же не надо ехать через город. Но кто же знал, какой это проселок!!!
На его преодоление ушло почти два часа, с риском застрять там надолго или чего-нибудь оторвать, повезло ещё, что дождей давно не было, но обошлось без потерь.
Выбрались уже почти за Петрозаводском и без приключений, по Суаярвскому шоссе трасса А-133 к 17:00 прибыли в «Лесной Двор». К нашему приезду проблема с жильем была решена. Двухкомнатный люкс на ночь и бесплатный ужин и завтрак в качестве компенсации за доставленные неудобства. А с утра нас ждали на турбазе «Кудама», где как раз освобождался номер.
Когда накануне договаривались о переезде на соседнюю турбазу, нам сказали — «это недалеко, всего на 30 км дальше, по той же гравийной отводке от Суоярвского шоссе», на берегу того же Сямозера. Ага, 30 км по пустому асфальтовому шоссе и 30 км по пустой гравийке, совсем не одно и то же.
Минимум час с четвертью, а то и больше, и трясет при этом немилосердно. По дороге заехали в питомник «Три Медведя». Живут там в основном брошенные людьми зверики. Кое-кого из них можно потискать и покормить.
Сам туркомплекс «Кудама» на первый взгляд впечатления не произвел. Может, потому что настраивались на отдельный домик, а тут номер, может, потому что хотели ездить, а тут придется сидеть на одном месте, с такой-то дорогой…
Но первое впечатление оказалось обманчивым, за неполных семь дней, проведенных там, впечатлений и положительных эмоций набралось столько, что до сих пор с удовольствием вспоминаем. В первый же вечер дочь отправилась на рыбалку, соседи зазвали, и поймала щуку. Не на 20 кг, конечно, но все-таки…
Мы с женой, тем временем, гуляли и наслаждались закатом.
Питомник в Кудаме — крупнейший в России и один из крупнейших в Европе. Живут там настоящие рабочие собаки, не раз занимавшие призовые места на международных соревнованиях, для которых работа, в буквальном смысле, все.
Купить собачку в питомнике просто так, как диванного любимца, нереально. Щенков сибирских хаски можно купить, только если ты спортсмен, докажешь это и сможешь создать все условия для полноценной собачьей жизни.
Аляскинских хаски если и продают, то только подготовленными упряжками профессиональным спортсменам или другим питомникам. Все это нам рассказали на экскурсии, когда мы пошли познакомиться с собачками поближе.
Единственное чем рискуешь, попадая в питомник — быть зализанным насмерть, ну и лапы об тебя вытрут обязательно, когда полезут обниматься.
Нацеленность на работу с человеком у них бесподобная, в чем мы и убедились сполна, пойдя на 5- километровую пробежку с собаками. Все просто — на собаку надевают шлейку, на тебя обвязку. И побежали…
В тот же день, после пробежки с собаками, поехали кататься на квадроциклах. 25 км сначала по проселку, потом по лесной тропе, по берегу озера, по самому озеру на мелководье через камыши и опять по проселку до базы. Как сказала наша соседка после этой поездки: «я в Тунисе по пескам на квадроцикле каталась, но по сравнению с этой поездкой, пески и Тунис — детский лепет».
Следующий день ознаменовался моим первым, за неполные 45 лет, выездом на рыбалку. Рыбалкой в Кудаме называют обычный троллинг — это когда с лодки закидывают спининги и плывут под мотором на малом ходу.
Способ браконьерский, по шапке от рыбнадзора можно огрести свободно, но даже несмотря на это, улов весьма скудный — один судак, весом чуть больше килограмма, пойманный лично мной и пара окуней на всех остальных участников.
Долго усидеть на одном месте мы не смогли — отправились показывать дочке Кижи. 35 км по грейдеру, потом ещё 65 км по асфальту до Петрозаводска и час с небольшим на комфортабельном теплоходе «Метеор» до Кижей.
Первое, что бросилось в глаза в этот раз, еще с борта теплохода при подходе к острову — верхняя часть Церкви Покрова Пресвятой Богородицы висящая практически в воздухе — идет реставрация. Церковь подняли домкратами и по мере готовности опускают отреставрированные венцы.
Многие, особенно те, кто попал в Кижи впервые, откровенно расстроены испорченным видом, но не мы — мы там не в первый раз и, надеюсь, не в последний. Как оно было — видели, как станет — увидим, а вот так, как сейчас, увидеть вряд ли получится.
В остальном — без изменений, как и 10 и 20 лет назад, разве что появились представители народных ремесел в исполнении научных сотрудников музея-заповедника.
После возвращения в Петрозаводск немного погуляли по городу и вернулись назад — на базу.
Оставшееся время посвятили отдыху и прогулкам. Съездили на велосипедах в деревню Руга — это еще километрах в 10 дальше от базы. Знаменита эта деревня тем, что в ней снимали всем известный фильм «Холодное лето 53-го». По моему, с тех пор там мало, что изменилось.
А по дороге собирали чернику — её там море.
Этап третий Кудама — Арсенал
К сожалению, пришла пора прощаться с Кудамой и перебираться поближе к Финской границе. Снова грейдер, потом немного хорошего асфальта вперемешку с асфальтом не очень и вот мы выезжаем на трассу «Кола» Р-21 в районе Крошноозера.
Это уже совсем другая дорога — ровный асфальт, свежайшая разметка — словом, почти Европа, да и неудивительно, ведь по этой дороге туристы из Финляндии едут в Петрозаводск. Не доезжая километров 60 до Сортаваллы, сворачиваем на дорогу А-130 Олонец — Вяртсиля.
Дальше проехав через Вяртсиля, сворачиваем на очередной грейдер и, проехав по нему 6 км вдоль берега озера Янисьярве, в районе трех часов прибываем на турбазу «Арсенал», пройдя за день 286 километров.
Поскольку дорога, ведущая от «Арсенала» к цивилизации, оказалась вполне проходимой, решаем вернуться к уже привычной для нас тактике «радиальных выездов» да и в окрестностях есть что посмотреть.
Для начала смотались в зоопарк при туркомплексе «Черные камни», благо совсем рядом, километров 25. Ну, что сказать — зоопарк, как зоопарк, к тому же одни копытные.
Давно хотели попасть на Валаам и попали. 68 км до Сортавалы, а оттуда часа полтора на «Метеоре».
К слову сказать, когда рано утром выезжали с турбазы, лил сильнейший дождь, причем давно. Пока доехали до Сортавалы, дождь почти прекратился. На Валааме сияло солнце, и лишь когда переплывали от главной пристани в Большой Никоновской бухте в Монастырскую бухту, ливанул ливень, но ненадолго.
Весь обратный путь небо хмурилось, но обошлось без дождя. При подъезде к базе стали попадаться поваленные деревья, причем местные жители уже принялись за их распил. На самой же базе выяснилось, что пока мы ездили, случился самый настоящий ураган.
Съездили в Горный парк Рускеала, заехав по дороге на Рускеальские водопады.
Мраморный каньон шикарен, особенно в хорошую погоду.
В те дни, когда никуда не ездили, гуляли по берегу Янисъярви и в окрестностях турбазы, купались, жарили шашлыки.
Дочь вспомнила детство и отправилась на конную прогулку.
Этап четвертый Арсенал — Юрьевское подворье
Время летит быстро, а на отдыхе — ещё быстрее, и вот уже пришла пора собираться в обратную дорогу. Выбираем не самый простой маршрут — по автодороге «Сортавала» (А-121) через Приозерск.
Дорога извилистая и очень узкая, разогнаться свыше 60 км/ч — проблематично, обогнать впереди идущую фуру — практически невозможно. Участки асфальтового покрытия разного качества чередуются с грейдером. Перед самой границей Карелии и Ленинградской области начинается участок свежеотстроенной дороги — гони не хочу, но заканчивается он быстро и вполне предсказуемо.
В Ленинградскую область въехали около 13 ч. Снова грейдер, километров 15, переходящий в узкую асфальтовую дорогу до Приозерска. После Приозерска — хорошая дорога, переходящая, километров за 90 до Питера в четырехполосную скоростную трассу.
Как следствие — траффик увеличивается, машин становится все больше и больше. 14:50, 319 км от «Арсенала», Питерская КАД, отстояв в небольшой пробке, выезжаем на М-10 Питер — Москва. 18:05 прибываем в Великий Новгород и заселяемся в туристический комплекс «Юрьевское Подворье». Итог дня: 546,5 км за 8 часов 15 минут.
За неполных два дня в Великом Новгороде: осмотрели музей деревянного зодчества «Витославлицы».
Свято-Юрьев мужской монастырь.
Новгородский кремль.
И Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь.
На этом и завершилось наше беглое знакомство с Великим Новгородом.
Этап пятый Великий Новгород — Москва
Вот и все, пора домой — в Москву. Рассказывать о «прелестях» езды по Ленинградке смысла нет. Очень много машин, камер видеофиксации нарушений и просто засад. Иногда создается ощущение, что трасса идет через один большой населенный пункт.
На удивление, главный светофор страны, в Вышнем Волочке, проехали без сучка и задоринки, не потеряв ни минуты, а вот после Твери начался форменный ад, Москва встречала нас пробками уже на дальних подступах — пробка перед Клином, перед Солнечногорском, перед Зеленоградом и далее везде… Домой прибыли в 17:10, накрутив за день на спидометре 519 км.
В итоге, пройдено за время поездки 3077 км, из них километров 500 по грейдерам. На удивление, машина все это издевательство выдержала. Сожгли бензина 224,07 литра на 7924,82 рубля, средний расход по трассе — 7,28 л/100 км.
Перед поездкой мы готовились к встрече с карельскими комарами и прочими кровососами, поэтому репеллентами запаслись. Как оказалось, не все так страшно — по берегам озер комаров почти не было, ветерком их сдувало, что ли, в помещениях спасали противомоскитные сетки и электрофумигатор, а вот идя в лес, приходилось от души мазаться, так как в противном случае комары и слепни загрызут, насмерть.
Из диких зверей нам попался только заяц на Валааме, да и то, спалить косого получилось только при помощи хорошего телеобъектива.
Автор Александр Москва