Утром пришел хозяин и проводил нас к лодочнику. Договорившись за 3000 р арендовать лодку на 4 часа ожидания, мы поехали в Кижи.
Расстояние до острова 20 км, примерное время хода 45 минут. Погода нам благоволит, солнечно и тепло, будем считать, что нам повезло.
Пока идём на Кижи, я делаю снимки на память. Кстати, местное население произносит слово «Кижи» с ударением на первый слог. По берегам видны деревеньки.
И вот уже появился остров Кижи и первые строения.
Основную массу туристов привозят на круизных лайнерах, таких, как мы, меньшинство. Возможно, после окончания строительства дороги от Великой Губы до д. Оятевщина, ситуация изменится.
Дорога подойдёт практически к Кижам, останется всего 1 км водной преграды, сейчас думают, кто и на каком транспорте будет перевозить туристов, построить охраняемую автостоянку, вопрос ночлега, в общем, вопросов много, думаю, мы, туристы, от этого выиграем.
Ведь добраться до острова будет гораздо дешевле, это должно произойти уже в следующем году.
Купили билеты и пошли осматривать шедевры деревянного зодчества. Однако очень были расстроены увидев, в каком виде, находится главная достопримечательность Кижей, двадцатидвухглавая летняя Преображенская церковь 1714 года. Реставрируют сей храм с 2009 г., а работам не видно и конца.
Вид с Покровской церкви.
Вид на общий ансамбль: справа зимняя Покровская церковь 1764 г., слева тоже значимый экспонат — Шатровая колокольня 1863 г.
Дом крестьянина Ошенева 1876 г.
Самая старая деревянная церковь. Церковь воскрешения Лазаря, 14-й век.
Часовня Архангела Михаила, 17-й век.
Кузница
Дом крестьянина Яковлева, 1890 г.
Часовня Спаса Нерукотворного, 17-й век.
Дом крестьянина Кондратьева, 19-й век.
Хотя остров сравнительно небольшой, пешком его обойти не так и просто. Некоторые берут напрокат велосипеды, мы же ходили пешком и, конечно, устали, тем более что время ограничено и между объектами нужно ускорять ход.
Осмотрели южную и центральную часть острова, на большее сил не хватило. Время наше, отведённое для осмотра острова, вышло, и нужно идти на пристань. На пристани купили сувениры и пошли к нашей лодке. И снова наша лодка бежит по волнам Онеги, мы же наслаждаемся тёплым, свежим ветерком и солнцем.
По прибытии в Великую Губу, рассчитавшись с нашим лодочником, в 14 часов садимся в машину и едем обратно по той же дороге до Медвежьегорска. Снова по дороге любуемся красотами Заонежья, но едем уже без остановок. Через два часа доезжаем до Медвежьегорска, где заправляем машину и ужинаем сами. Время ещё раннее, и мы решаем ехать дальше, тем более, чем дальше на север, тем длиннее дни, ведь сейчас время «белых ночей».
Проехав 560 км, мы решили впервые за всю поездку заночевать в машине. Нашли неплохое место на природе и остановились на ночлег. Позже оказалось, что мы не доехали 50 км до посёлка Зеленоборский. Спальное место в машине оказалось достаточно большим и удобным при снятых сидушках, так что это было верное решение ехать без задних сидений.
Вот так выглядит Витара без задних сидений.
Сегодня 1 июля, вроде как самый тёплый месяц лета, а на улице с утра всего +6, не очень радует. Не успели отъехать от места нашей стоянки, как оказались в знаменательном месте, границе Полярного круга и Мурманской области, всё это проходит в одном месте. Вот мы и в Заполярье.
Через четыре часа подъезжаем к Мурманску, проехали больше трёхсот километров. Здесь идёт реконструкция дороги, движение немного затруднено.
Вот она какая, природа Заполярья!
В час дня мы уже заселяемся в квартиру, правда, далековато от центра, не повезло. Как всегда, заносим необходимые вещи, разбираем и готовим обед. После обеда небольшой отдых и едем осматривать город.
Мурманск город молодой, ему в следующем году исполнится всего 100 лет, соответственно каких-то старинных исторических памятников здесь нет. Что же тогда здесь есть? Это мы узнаем в процессе осмотра города.
Подъезжаем к интересному месту на одном из холмов города. Вообще, весь город стоит на скалистых холмах у побережья Кольского залива. Новый храм Спас на водах. 2004 г.
Здесь же, недалеко от храма находится памятник морякам, погибшим в мирное время. Это целый мемориальный комплекс, посвящённый морякам всех видов: подводникам, надводникам, промысловикам, лётчикам морской авиации и др.
В центре города напротив правительства Мурманской области установлен памятник простому мурманскому рабочему Анатолию Бредову, который прямо из цеха судоверфи ушёл на фронт. Отважный сержант подорвал последней гранатой себя и друга с пулемётом.
Памятник «дедушке» ледокольного флота, ледоколу «Ермак», построенному в 1898 г.
Конечно, нам очень хотелось увидеть знаменитый атомный ледокол «Ленин», и это нам удалось, только, к сожалению, музей уже не работал, и на борт подняться не удалось.
От ледокола поехали к мемориалу «Защитникам Советского Заполярья», который виден практически с любой точки города. Мурманчане памятник называют «Алёша». Высота памятника составляет 35,5 м, по размерам уступает только памятнику «Родина-Мать» в Волгограде.
От памятника открывается прекрасный вид на город, т.к. сопка Зелёный мыс самая высокая в городе. Погода совсем испортилась, кроме низкой температуры, ещё с перерывами шёл дождь, но нас, северян, этим не испугаешь, и мы продолжаем осмотр города по намеченному плану.
Спустившись с сопки, идём в парк отдыха на Семёновском озере.
От парка поехали в центр города, на площадь Пять Углов, довольно странное название для центральной площади. Объясняется название просто, на площадь выходило пять дорог, сейчас же осталось только четыре, а название осталось. Универмаг «Волна» ничем не удивил, всё как везде.
Гостиница «Арктика». 18 этажей, самое высокое здание за полярным кругом.
Когда мы посмотрели на время, оказалось, что уже почти 23 часа, пора возвращаться в квартиру. Полярный день совсем не даёт возможность ориентироваться во времени, так что можно ночь перепутать с днём, поэтому мы слегка увлеклись осмотром города.
После ночного чаепития, в 0:30 сделал фото с балкона, и кто скажет, что это полночь? Какая удача, что ночь оказалась безоблачной, и мы в полной мере смогли увидеть и оценить, что это значит — «Полярный день».
Хотя мы и живём в регионе с Белыми ночами, конечно, это ни с чем не сравнимо, и впечатление от круглосуточного солнцестояния очень велико.
На следующий день мы запланировали поездку за город, на остров Рыбачий. По приезде в город сидел в инете и обнаружил информацию, что буквально несколько дней назад вышло постановление, чтобы попасть на полуостров Средний или Рыбачий, нужно иметь пропуск, который выдаётся бесплатно, но его нужно заблаговременно оформить.
На этом же сайте это можно было сделать. Но всё как-то не очень просто, но я всё-таки оформил пропуск, только на руках ничего не было. И перед поездкой немного волновались, пропустят нас на посту или нет.
Предыдущие части большого путешествия на Север можно посмотреть здесь и в этом месте
Автор Евгений, Сургут